В 1946 году “Грузия-фильм” выпустила очередной кинопанегирик Сталину. Картина называется “Клятва”. Она получила Сталинскую премию и удостоилась специального упоминания жюри критиков на Венецианском фестивале. Кино сталинской эпохи интересно часто не само по себе, а тем, как на экране отражаются определенные тенденции. Идеологические и художественные.
Ну вот титры. Уже по ним понятно, для кого снята лента.
В центре сюжета царицынская семья Петровых. Царицын место политической славы Сталина. А потом и арена для крупнейшей в истории битвы. Сама история не очень интересна. Нам важнее детали. Как показывали портреты. Вот, типичная Мать - хоть сейчас на патриотический плакат.
Так и только так должен выглядеть наш боец, попавший в плен. Он радостно принимает смерть во имя высоких идеалов.
А вот как прекрасен Сталин. Практически икона. Советское кино - настоящий опиум народа. Оно религиозно по своей сути. В главной роли главный “Сталин” нашего кино Михаил Геловани. В 1937 году он впервые сыграл Иосифа Виссарионовича (в театре) - и с этого момента в кино других ролей для него не было. Только Отец народов.
- Единственным недостатком Геловани для роли Сталина был его высокий рост. Но в разных эпизодах даже для более высоких артистов делали углубления в полу или они приседали, чтобы Сталин казался выше, - рассказала театровед Ирина Преображенская. - Потом в роли Сталина стали снимать и Алексея Дикого, потому что Иосиф Виссарионович был разочарован акцентом Геловани. И он пожелал, чтобы его играл русский.
Сталин, как обычно, интересуется интересами простого народа. Он добр и участлив. И глубоко переживает смерть Ленина. Вот он сидит и в тоске рисует, рисует, рисует дорогой профиль.
А вот Каменев и Бухарин. Они, естественно, замышляют козни против советского народа.
Есть и троцкисты. Например, некий Анатолий, который потом куда-то подозрительно исчезает. Жаль человека. Обратите внимание, что он и внешне должен походить на Троцкого. Очки - признак гнилой интеллигенции.
Ну а диалоги - это отдельная радость. Какие реплики! “Не разбив оппозиции, нельзя добиться превращения нынешней России в Россию социалистическую”. “Крепость из нашей России надо сделать, крепость”.
Единственный адекватный человек Александр замечает: “Это не жизнь, а сплошной митинг”. Но его вразумляют: “Все честные люди пошли в партию”.
Кстати, одну фразу товарища Сталина, произнесенную им в довоенном Сталинграде, хочется адресовать нынешнему волгоградскому руководству: “Вон там хорошие парки разбейте”. Надо выполнять наказы вождя, а то ведь знаете, что за непослушание бывает!
Народ традиционно изображают простым, наивным, даже слабоумным. Оцените выражение лица “человека из народа”.
Вся “Клятва” от начала до конца - это непрекращающееся славословие одному человеку. Настолько приторное, что за авторов даже неудобно. Но именно так получали премии, социальный статус, материальное благополучие, а иногда и просто гарантии безопасности. Но есть и уникальные кадры. Например, как выходит первый трактор, собранный на сталинградском заводе (позднее тут станут выпускать танки Т-34).
Кстати, будущая судьба предприятия в фильме тоже ненароком предсказана. Вот в этой песенке: “Тут война пошла буржуазная, огрубел, обозлился народ. И по винтику, по кирпичику растащили весь этот завод”.