В комментариях к статьям о современных арктических судах с винторулевыми колонками (ВРК) читатели часто задают вопрос, насколько надёжна такая схема работы, когда гребной винт движется на лёд. Теперь у блога ТГД появилась возможность не только описать словами, но и показать работу современных пропульсивных комплексов для сложных ледовых условий.
Перед создателями грузового судна для полярных вод стоит непростая задача. Оно должно сочетать в себе два противоположных качества – ледопроходимость и мореходность. Ледопроходимость нужна для прохождения сквозь ледяные покровы северных морей. Самостоятельно судно сможет передвигаться через тонкие льды и с помощью ледокола – через льды большой толщины. Хорошая мореходность требуется для открытой воды. Проблема в том, что в одном корпусе совместить эти качества на высоком уровне крайне сложно.
Тем не менее, с некоторых пор инженерами найден весьма оригинальный выход. Кормовая часть корпуса выполняется в максимально возможном "ледокольном" варианте. Носовая оконечность получает классическую форму, позволяющую быстро и безопасно перемещаться по открытой воде. Соответственно, в тяжёлых ледовых условиях такое судно движется кормой вперёд.
Такой подход используется довольно успешно на арктических нефтяных танкерах и газовозах высокого ледового класса.
Как правило, в качестве движителя у такого судна выступают несколько полноповоротных ВРК. Чаще всего таких колонок три, и расположены они в корме грузового судна.
Как же происходит взаимодействие гребного винта и ледяного покрова? Для этого отправимся в Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) в Санкт-Петербурге. Уже несколько лет здесь работает ледовый бассейн, в котором можно смоделировать поведение судна во льдах. В том числе, здесь измеряется и ледопроходимость.
Вот так выглядит прохождение модели арктического грузового судна через условный лёд толщиной 1,5 м. Условный потому, что реальная толщина ледяного покрова в бассейне – порядка 40-45 мм (может меняться в зависимости от цели испытаний), однако с учётом масштаба макета эти условия соответствуют "боевым".
Интересная особенность ледового бассейна в том, что движение макета можно проследить не только сверху, но и снизу, из под воды, через прозрачный пол.
На фото хорошо видно, как ледокольная корма разламывает лёд на крупные куски, а винторулевые колонки измельчают их до безопасных размеров.
Как выглядит прохождение модели судна через ледовый покров можно посмотреть на видео ниже. В ролике есть съёмка сверху и снизу.
Если развитие арктического судостроения и далее пойдёт по пути таких многофункциональных грузовых судов, то позиции ледоколов могут пошатнуться. Впрочем, их создатели пока уверены, что на Северном морском пути ледоколы точно будут востребованы. По-прежнему будет не обойтись без них и в портах.
Понравилась статья? Подписывайтесь на блог ТГД. Недавно здесь рассказывали об особенностях проекта атомного ледокола "Лидер".