Эту картинную галерею в Лаврушинском переулке Москвы знают все, и те, кто там часто бывает, и те, кто живёт далеко и вообще не был в Москве. Большинство представленных там картин знакомо многим по репродукциям, многие из которых имеются почти в каждом доме.
У каждой картины и её создателя своя история, своя судьба и часто очень не простая, а порой трагическая.
Вот, знакомая нам с детства, с букваря, картина «Грачи прилетели» Казалось бы, ну что тут такого интересного? Что тут особенного?
Каждую весну мы наблюдаем их прилёт и считаем это обыденным, ничего интересного не видим. А Алексей Саврасов увидел. Увидел, и показал всем нам. Да так, что и мы увидели необыкновенность этой картины. Какой же родной и близкой она нам кажется! Она просто заколдовывает и заставляет смотреть на неё вновь и вновь
А вот не менее знакомая нам картина «Опять двойка», художника Фёдора Решетникова. Какие ассоциации она вызывает? Казалось бы, двоечник, плохой мальчик, не хочет учить уроки, ему бы только на улице играть с такими же, как и он пацанами. Мать смотрит на сына с укором, а его старшая сестра не скрывает своего превосходства, она же, по всему видно, отличница.
А если присмотреться внимательно, то можно понять и оправдать мальчика, да так, что он покажется гораздо лучше своей отличницы сестры, и лучше ябеды-младшего брата.
Смотришь на картину и становится жаль мальчика. А у кого-то появится желание обнять и успокоить пацана. Скорей всего, он переживает из-за того, что время было такое, послевоенное, после Победы. Бойцы справились с врагом, а он не смог справиться с каким-то предметом. Ему стыдно перед солдатами Победы, перед всей страной. И мальчишка обязательно выучит и исправит двойку. А самое лучшее изучение именно через ошибки. Тот, кто выучил, получил «отлично» и сразу забыл об этом, а споткнувшийся и всё же одолевший тему, не забудет её. Не зря же говорится, что за битого, семь не битых дают.
И у мальчишки большое будущее впереди. Наш человек растёт, из такого либерал не вылезет и предателем он не станет.
А вот картина, возле которой задерживаются подолгу. «Не равный брак» Я помню эту картину с ранней юности, хранила у себя репродукцию из журнала «Работница» и любовалась юной, очень юной девочкой-невестой, почти моей ровесницей, её красивым платьем, смотрела на её красивое личико и удивлялась. Как она может выходить замуж за такого? Девочку было жалко до слёз. В чём она провинилась, за что ей такое?
А когда в 4-м классе я впервые приехала в Москву и посетила Третьяковку, то заходила туда с мыслью увидеть девочку и даже просить её убежать от этого злого старца.
Но… священник уже тянется своей рукой с золотым колечком к пальчику девочки и никто её не защитит от этого деяния. А разве этот священник, обручая молодость и красоту со старостью, увяданием и дряхлостью, не совершает святотатство? Ведь не может же Бог с одобрением смотреть на это противоестественное человеческой природе деяние. Ведь соединение по божественному промыслу должно происходить только для того, чтобы исполнить первый закон всего сущего на земле – продлить жизнь.
Неужели все стоящие позади люди, не понимают этого? Невеста – трогательное юное создание, еще совсем девочка-подросток – стоит вся подавленная тяжестью подневольного ритуального действия, в котором ей отведена главная роль. Её юная красота романтические мечты безжалостно подавляется в этом Божьем доме. Каково ей стоять рядом с этим противным стариком?
Его хилая грудь украшена огромной звездой, усыпанной брильянтами, а сам он похож на высохшую мумию. Стоять рядом? А что будет потом, на брачном ложе, благословение на которое они сейчас получают от другого старикана в золочённой одежде? Всё это вызывает омерзение. Что за пытку и нечеловеческую муку она должна будет при этом испытать!
А где же родители невесты? Ведь это они решили судьбу несчастной девочки и устроили это святотатство. Это с их благословения всё происходит и, конечно, они уверены в своей правоте.
Что ждёт эту несчастную?
Здесь можно прочитать о других картинах:
Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал, у меня имееся цикл статей и о других картинах.