Найти тему
Русская жизнь

"В тени Фанагорийского раскопа"-2

Воспоминание участника Фанагорийской археологической экспедиции 1970-х гг.

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ

В.Костыгов и В.Шелегеда (слева направо) копают, 1974 г.
В.Костыгов и В.Шелегеда (слева направо) копают, 1974 г.

II

Утром, примерно в седьмом часу, нас разбудили, предложили разбирать штыковые лопаты, да не мешкая хорошенько заточить их. По едва угадываемой тропке прошли (море справа) к центральному раскопу. “Яма” была не шибко глубокая; трудно было представить, что в сезоне 1975-го мы метров на восемь, если не более того, углубимся в землю на площади до полутораста квадратных метров.

1974 г. Вид тогдашнего центрального раскопа.
1974 г. Вид тогдашнего центрального раскопа.

Нас расставили, назначили на каждый квадрат раскопа “бригадиров”, наших же товарищей. Копаем осторожно. Сняли землю на штык лопаты, и как только объявляется находка, даже если это просто осколки керамического сосуда, так сейчас над ней склоняются с «рулеткой», её местоположение фиксируется в плане, часто производилось фотографирование. Все находки выносились наверх и там, на краю “ямы”, проводилась их классификация. Слой земли снят, находки — выбраны, и следовало провести зачистку “квадрата”.

Мне сказали, что лучше всех это делает В. С. Долгоруков, а если небрежно зачищаешь ты, — будет тебе от него упрёк или разнос. Лучше всего иметь при себе напильник, чтобы перед зачисткой подточить лопату. Я видел, как зачищает Долгоруков, быстро и тщательно. После такой зачистки можно разглядеть на поверхности много важного: следы пожара, остатки золы, керамических или каменных вымосток, контуры оснований построек, некогда тут бывших, след металлических изделий, многие из коих уже рассыпались в зеленоватый прах. Сказывали — один работник случайно лопатою попал в ребро монеты, да так на редкость удачно, что монета засияла как новенькая.

В. С. Долгоруков был придирчив, ко мне, в частности. Почём зря не орал, проявлял выдержку. Раз мы ставили палатку в 1974 г. В. С. Долгоруков, помню, стоит и смотрит. Долго стоит. Чувствую, мы совершили ошибку, когда в процессе привалили полог дёрном, от чего палатка портится ведь. Говорю своим товарищам: так не годится, надо бы исправить…Пока не исправили и не поставили палатку как следует, В. С. Долгоруков стоял и молча смотрел на нас, а как закончили работу с соблюдением надлежащих правил, — сразу же ушел.

…Сто метров в сторону станицы Сенная по побережью и выходим к полуразваленному причалу. Пока наши аквалангисты ныряют и плавают в 100-200 метрах в море, мы, человека три, ныряем в простом снаряжении (маска, трубка, ласты) под причал, который я без чьей-либо подсказки назвал пирсом. Сначала глубоковато, метра два с половиной будет, в воде различимы металлические остовы, части мелких судов, проволоки — металлолом; как я подозревал — это “хозяйство” лежит тут со времён Великой Отечественной войны 19411945 гг. Я на пирсе, а В. Осокин ныряет.

Владимир Осокин! Никто из нас никогда не забудет его, ни с кем не спутает. Любил театр. Играл часто на любительской сцене. В бытность в Фанагории, случалось, фраппировал публику, - то проглатывал живого якобы земляного червя, от какового зрелища девочки с криками разбегались врассыпную, то утверждал, что взаправду потребил сваренный кусок столярного клея, то наступил ночью на шип ската, отчего нога одеревенела надолго, то… Этих “то” с воспоминаниями о нём у меня ещё много в запасе, но здесь я стиснут определёнными рамками, и многое пропускается.

Володя Осокин на Юго-Западном раскопе, 1973 г.
Володя Осокин на Юго-Западном раскопе, 1973 г.

Итак, В. Осокин ныряет! Сижу и начинаю уже беспокоиться — долго его нет. Вдруг выныривает, на упитанной физиономии улыбка до ушей, в руках кусок проволоки. Я разозлился, потому что небезопасно же тащить со дна такие штуковины, тут могут быть и “сувениры” войны. Я на него матюгами…

Потом мы плывём вдаль, в море. Глубоко, ещё метров тридцать, и значительно мельче, можно встать на ноги, потом дно полого уходит — на 3, 4, 5 метров. Расслабимся, подышим, рассматривая дно. И вперёд и вниз!

Усталости после 7 часов на раскопе как ни бывало. Песчаное дно с редкими невысокими водорослями притягивает как магнитом. У самого дна различаю множество битой керамики. Осколки амфор. Некоторые не малые размером, как правило, простые, не покрыты лаком, редко имеют рифление, цвета серого или кирпичного. Иные — их много — с цилиндрическим утолщением вместо донца; такие амфоры в трюмах торгового судна не ставили, их плотно укладывали одну к другой.

Забираю что покрупнее, одну — за сохранившуюся ручку, другую — за остаток ручки. Теперь вынырнуть и подышать. Кто-то зовёт с берега, будто бы нас там заждались. Через полчаса видим кое-кого из фанагорийцев.

Наша главная руководительница Мария Михайловна в невообразимом балахоне входит в море. Это у почтенной 70-летней женщины купание. Минут через двадцать она, уже облачённая, осматривает с сугубым вниманием наши трофеи, называет: это книдская, эта — родосская…

Расспрашивает — сколько их там видели. Это приятно, когда тебе говорят, что нырял ты не зря. А осколочки куда теперь? А я мол повнимательнее ещё на них посмотрю в лагере, прежде чем выбросим всё в отвал… Да. Всё просто; если их извлекли не из раскопа, где можно датировать, а затем оставить как находки, то придётся выбросить или раздать на сувениры.

Центрраскоп 1973 года. Народу было маловато, особенно в начале сезона. И когда уверенности не было - а точно ли тут центр Фанагории? Остатки примитивных очагов, каменных кладок, редкие бронзовые монеты, многие из которых слоятся и распадаются прямо в пальцах. Земля выносится в отвал небольшими корзинами -“торфянками”. Мы не так глубоко зарылись — более трудов на углубление, чем на выброс земли. В раскопе прохлада.

Хорошо отдыхалось в тени раскопа. Слева направо: Р.Гафурова, Н.Фёдоров, Н.И.Басовская, А.Старков; шестой слева — А.Суворов, Л.Алексеева, 1973 г.
Хорошо отдыхалось в тени раскопа. Слева направо: Р.Гафурова, Н.Фёдоров, Н.И.Басовская, А.Старков; шестой слева — А.Суворов, Л.Алексеева, 1973 г.

Слава древним идолам — весь июль 1973-го относительно прохладен, покусывают вечерами комарики в палатках. К концу сезона на глубине примерно 3,5 — 4 метра от поверхности обнаруживаются несколько небольших деталей из мрамора, также — остатки кладки из ровно обработанных (известняковых?) камней, на том же уровне разнообразные керамические осколки. Это уже существенное кое-что!

В последующий трудовой день Н. И. Басовская просит добровольцев — работать до 5 часов вечера. Добровольцами выступают многие. Находится ещё что-то мелкое мраморное. Хвала Афродите! Отмечая труд, Н. И. Басовская особенно похвалила (при мне это было) “троицу” из Наташи Тяпкиной, Ларисы Алексеевой и Люси Киселёвой!

Назвав “троицу” уникальной. Да, сколько же они земли перекидали, сколько всего открыли! Где мрамор — там центр или, по крайней мере, не самый захудалый квартал античного полиса, это уж вряд ли надо подвергать сомнению. Н. И. Басовская вносит предложение: провести ритуал освящения «храма», первого в открываемой истории Фанагории, опять же и в честь открытия, таким образом, городского центра (мы ошибочно полагали тогда, что копаем центр города; раскопки 1976-го и ряда последующих лет показали, что центр города находится примерно в 200 метрах, на юго-западе, под средневековым кладбищем), во славу науки истории и младшей сестры её археологии.

У остатков основания храма Мария Михайловна Кобылина и Люба Рубцова. По углам раскопа четыре бригадира — Валерий Савин, Александр Крушельницкий, Валерий Шелегеда, Николай Фёдоров. Они совершают торжественное возлияние вина. Щёлкают фотокамеры. Все мы неподдельно радуемся.

Действо театрализованное по освящению остатков храма 1973 г. По углам раскопа слева направо: В Савин, А.Крушельницкий, В.Шелегеда, Н.Фёдоров. На первом плане Люба Рубцова и М.М.Кобылина.
Действо театрализованное по освящению остатков храма 1973 г. По углам раскопа слева направо: В Савин, А.Крушельницкий, В.Шелегеда, Н.Фёдоров. На первом плане Люба Рубцова и М.М.Кобылина.

Помнится, в середине сезона несколько человек отрядили покопать на юго-востоке и юго-западе.

Юго-западный раскоп, бригада В.Борисова (первый ряд, второй справа), Люся Киселёва (второй ряд, первая слева); в том же ряду — Федотов, третий слева, 1973 г.
Юго-западный раскоп, бригада В.Борисова (первый ряд, второй справа), Люся Киселёва (второй ряд, первая слева); в том же ряду — Федотов, третий слева, 1973 г.

Пробный раскоп был заложен на юго-востоке очень близко от побережья, по соседству с давно открытой и хорошо различимой давильней винограда. Там ничего существенного не нашли. На юго-западе мы очень скоро в 1,5 — 2 метрах от поверхности наткнулись на самое настоящее кладбище, наверное, периода XII — X вв. Много костяков.

Жаль, что маловато предметов — увы. Лежит скелет с черепом как положен был, в кладочке из простого серого камня, в «один кирпич». В. Осокин подал реплику: народ-то был мелкий, рост не более полутора метров, кажется, мы там нашли несколько керамических «грузиков», схожих с пирамидками; это остатки рыболовной снасти. Да астрагалы разве что ещё находили. Это показывало простоту и скудость жизни средневековых наследников славы античного города.

В Москве, уже в сентябре, В. Ерёмченко ли, А. Крушельницкий ли, В. Осокин или ещё кто из новообретённых товарищей-фанагорийцев настоятельно попросил меня рассказать об этом самом юго-западном фанагорийском раскопе на заседании источниковедческого кружка С. О. Шмидта. Не помню что я там нёс, но слушали. Сигурд Оттович Шмидт тут же прозвал наш раскоп фанагорийскими Черёмушками.

Я продемонстрировал один из черепов, извлечённых из захоронения (не мною). Вскоре мне передали об осуждении моего поступка Н. Фёдоровым, который посещал кружок Н. И. Басовской. Я удивился. А Н. И. Басовская отреагировала спокойно: о чём мол тут толковать — это же в интересах науки… А теперь мне не того жаль, что посетил кружок С. О. Шмидта, а что таскался тогда по Москве с чьим-то черепом в авоське.

На исходе июля сидели мы раз тесным кружком вокруг костра под холмом, что по правую руку, если лицом к морю, и мечтали — о том, как бы, будь наша воля, мы этот город превратили бы в музей, пусть с тем малым, что успели извлечь из-под земли. Кажется, нашу мечту осуществили экспедиции в начале XXI в. Последний день прошёл торжественно. Все участники - человек сто — пришли на центрраскоп.

Мария Михайловна Кобылина поблагодарила за успешный сезон, указав на серьёзное открытие — остатки храма, на другие важные находки, прибавившие достоверности в определении границ города. Отметила ведущую роль студентов историко-архивного института. На что В. С. Долгоруков поджал губы и не без едкости, так, чтобы всем было слышно, вопросил: “А МАДИ (автодорожники)!?”

Последнее великое собрание участников сезона 1973 года. Стоят слева направо — третий Е.Цыплаков, пятая — Л.Рубцова, 6-8 — Л.Киселёва, Л.Алексеева, Н.Тяпкина, последний В.Осокин.
Последнее великое собрание участников сезона 1973 года. Стоят слева направо — третий Е.Цыплаков, пятая — Л.Рубцова, 6-8 — Л.Киселёва, Л.Алексеева, Н.Тяпкина, последний В.Осокин.

Незабвенен эпизод с пифосом, как одно из ярких впечатлений 1973 года!

Валерий Савин (фанагорийское прозвание — Барон; к прискорбию, этого человека, талантливого учёного, доктора исторических наук, Валерия Александровича Савина, сегодня уже нет среди нас; он живёт в нашей памяти) имел обыкновение для ускорения процесса съёма земли вгрызаться в неё кайлом, предварительно раскручивая над головой этот опасный инструмент. Иногда увлекался, но всё-таки знал, что надо бы вовремя останавливаться… Однажды он крутил кайло на центрраскопе и открыл керамическую горловину сантиметров тридцати в диаметре. Осколок как часто оказывалось, или?..

Валерий Савин (слева) 1973 г.
Валерий Савин (слева) 1973 г.

Владимир Борисов (В. М. Борисов — ныне известный детский писатель и поэт) встал к горловине с лопатой — выкапывать. Наши руководители и мы часто подходили посмотреть как идёт дело, скоро ли появятся обломанные края. День, другой, третий копал В. Борисов. И открыл наконец целёхонький пифос — почти двухметровой высоты толстостенный сосуд из обожжённой глины, в котором два тысячелетия назад некий фанагориец хранил вино или зерно. Его осторожно перевезли в лагерь, положив первоначально под холмом против моря — там, где потом в межсезонье хранили части от полевой печи. И я не преминул запечатлеться рядом с ним на фотоснимке.

Тридцать пять лет спустя. Рядом с пифосом в вестибюле МГИАИ, счастливо извлечённым из земли фанагорийской моими товарищами по экспедиции в 1973 г.
Тридцать пять лет спустя. Рядом с пифосом в вестибюле МГИАИ, счастливо извлечённым из земли фанагорийской моими товарищами по экспедиции в 1973 г.
Пифос снабжён золочёною табличкою; текст сообщает — о студентах МГИАИ и их руководительнице, коим посчастливилось в 1973 г. отыскать, извлечь и перевезти в Москву настоящий пифос.
Пифос снабжён золочёною табличкою; текст сообщает — о студентах МГИАИ и их руководительнице, коим посчастливилось в 1973 г. отыскать, извлечь и перевезти в Москву настоящий пифос.
В день извлечения пифоса из земли и временного водворения рядом с кухнею, 1973 г.
В день извлечения пифоса из земли и временного водворения рядом с кухнею, 1973 г.

Для того чтобы запечатлеться ещё раз, спустя 35 лет, я с удовольствием посетил историко-архивный институт. К концу сезона привезли досок и опилок, стали упаковывать. Занимались этим В. Шелегеда, В. Савин, Н. Фёдоров и я. Сбили ящик.

Готовятся упаковать пифос в ящик. Второй слева — Н.,Фёдоров. Далее — В.Шелегеда, В.Осокин, В. Савин, 1973 г.
Готовятся упаковать пифос в ящик. Второй слева — Н.,Фёдоров. Далее — В.Шелегеда, В.Осокин, В. Савин, 1973 г.

Он лежит на боку, нутро устилается слоем опилок. Идёт хлопотная и спервоначалу неудачная процедура нанизывания ящика на пифос или втискивания пифоса в ящик. Перед постановкой “на попа” надо сыпать опилки под пифосиное дно, а это означает, что ящик какое-то время надо удерживать на ребре. Четверо удерживают, Н. Фёдоров насыпает опилок. Тут раздаётся нехорошее потрескивание; местами не выдерживают напряжения гвозди, конструкция угрожает развалиться.

— Сыпь быстрее опилки, “бугор”.

— А теперь к земле поближе наклони давай, а то опилки ссыпаются в угол.

— Надо бы не доски, а листы фанЭры, — бросает В. Шелегеда с непроницаемым лицом. — А по углам ещё полосами жести сшить, для прочности.

— Ага. А мебельной фабрики в Сенной нет, с фанЭрой, — язвит Н. Фёдоров.

Наконец импровизация новоявленных столяров завершилась. Пифос в ящике, обложенный опилками, всё это весит не менее двух центнеров.

— Где лебёдка?

— Щас. Кран строительный тебе. По брусьям будем в машину заталкивать.

“Пятнадцать человек на сундук мертвеца!”

О том, как события развивались дальше, мне рассказал С. Клоков.

Сезон 1973 года заканчивался вместе с августом. Получалось так, что Н. И. Басовская всемерно стремилась переправить пифос в Москву, где он занял бы достойное место в МГИАИ. А. В.С. Долгоруков заинтересован в этом отнюдь не был — вот что тут изначально в виду иметь следует.

Клоков волновался — как удастся ему выполнить поручение с переправкой пифоса? Он предвидел, что дело будет хлопотное, и ведь опыта никакого. Ящик с пифосом влезал только в разборный вагон, который подавали не чаще, чем два раза в месяц.

Кроме того, получилось обескураживающее известие: Долгоруков, видно, обещал или посулил пифос музейным работникам из Темрюка или Тамани. За два дня до эвакуации лагеря Клоков договорился насчёт погрузчика. И вдруг как гром среди ясного неба — одно погрузочное средство неожиданно отослали за сто километров, водитель второго погрузчика на поверку оказался пьян в зюзю, и положение его было горизонтальное.

Интеллигентный человек Мария Михайловна Кобылина вынесла тряпицу либо чепчик, развернула перед Клоковым:

“Вы, Серёженька, возьмите эти деньги, без этого может выйти неудача”.

С. Клоков, В. Кузнецов (В.Д. Кузнецов ныне — известный археолог, доктор исторических наук, руководитель Фанагорийской археологической экспедиции), ещё один фанагориец по фамилии Качанов в положенное время находились на железнодорожной платформе.

Если дельце не выгорит сегодня, придётся наверно вовсе от него отказаться. Надо искать “левака”, решили все, с тем Кузнецов и Качанов удалились. Подают вагон, которому — знали — стоять два часа. С. Клоков в трансе.

Но вот с неожиданною и неописуемою радостью, так, что аж дух захватило, Клоков вскоре увидел: едет автокран, с ним Кузнецов и Качанов. Клоков готов был отдать водителю-спасителю все деньги, пожертвованные Марией Михайловной. Но товарищи подошли и отрезвили строгостью замечания: “Ты это брось, мы с крановщиком за 15 рублей договорились”.

Тут взялись они быстро работать как такелажники. По виду водителя автокрана было понятно, что и он совершенно счастлив. Решили оставшуюся сумму прогулять на радостях. Сидят они в пивной, счастливые, молодые, неторопливо выпивающие и аппетитно закусывающие, смакуя и осмысляя подробности приключения и поднимая тост за тостом за успех. Не заметили как и солнце село.

Вдруг кто-то грохочет в стекло павильона, видно сначала до боли знакомое лицо Долгорукова, а потом его кулак. Пришлось сниматься. Долгоруков ворчал: лагерь надо собирать, все за вас волнуются, а вы тут сидите празднуете. Клокову показалось, что причина недовольства Долгорукова как раз в успехе с погрузкой пифоса. В МГИАИ была отправлена телеграмма: “Встречайте (число) ящик с посудой”. Проректор ничтоже сумняшеся поехал на вокзал с авоськой. О боги Олимпа! И это ещё не все мытарства.

В операции по распаковке пифоса на Никольской улице участвовал В. Борисов. Вытащили и внесли в здание, причём двери, которые висели возможно с 1814 года, были сняты с частичным повреждением. Завхоз института по фамилии Захаров, который всегда напоминал мне большого бегемота, подошёл и ворчливо осведомился у меня в минуты перекура между лекциями: “Это не ты ли его сюда привёз?”. Я честно ответил, что нет.

Пифос и сейчас стоит в холле историко-архивного института по соседству с главной аудиторией.

Худощавый С. Клоков в конце июля 1973-го сумел влезть и освидетельствовать дно, после чего сообщил: в нём вино хранили — на дне слой вязкой массы.

Такие пифосы, как я слышал от компетентных людей, в Северном Причерноморье уже открывали, несколько сосудов имеет Краснодарский музей. Но и историки архивисты, благодаря М. М. Кобылиной, Н. И. Басовской и Серёже Клокову своего не упустили. Теперь этот предмет — своеобразный памятник нашим трудам на археологической ниве.

В 1974 г., как припоминаю, были многие из старого состава, да ещё новые прибыли, группа архивистов-участников увеличилась. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Николай КЕЛИН
Главный архивист ГБУ «ЦГА Москвы» Главного архивного управления города Москвы.