Тему "простых" сталинских зданий я уже поднимал в обсуждении восьмой школы.
Мы уже выяснили, что двухэтажное здание, построенное в 1953 году — реализованный типовой проект архитектора Крылова и инженера Пантелеева, разработанный в Архитектурно-проектной мастерской Министерства просвещения РСФСР.
Поиски истины навели меня на ЖЖ, где люди собирают (буквально, по крупицам) информацию о типовых проектах застройки тех лет.
Поэтому, сегодня мы вновь вернемся к постройкам пятидесятых, поговорим о жилом доме по красивому адресу Октябрьская площадь 1.
Это дом переменной этажности: крылья дома имеют высоту в два этажа, центральная часть — три.
Проект этого дома был разработан в 1948 года горстройпроектом при Министерстве строительства предприятий тяжёлой индустрии. Утверждён 11 ноября 1950 года Государственным комитетом по делам строительства при Совете министров СССР:
Проект Архитектора Дмитрия Соломоновича Меерсона предлагал жильцам восемь двухкомнатных квартир, четыре двухкомнатных и две четырехкомнатных. Очень недурно для голодных послевоенных лет:
Наш дом построили в 1954 году. В том же году построили Первое общежитие ТРТИ (адрес Октябрьская площадь 5) и общежитие строительного техникума (адрес Октябрьская площадь 3, ныне это здание занимает Музыкальное училище). Именно такая планомерная застройка улицы позволила выбрать проект дома получше (с центральным отоплением и канализацией).
В целом, мне кажется, что это один из самых интересных домов такого вида. От него не веет совковым бараком, вполне приятное здание:
Конечно, такие дома строили по всей стране. В Коломне есть три таких дома, вот один из них:
Один дом есть и в Рязани:
В Кривом Роге, говорят, их целых шесть:
Но в большинстве своем, эти дома строились в глубине кварталов новых двухэтажных домов попроще. А что же в Таганроге, какая-то точечная застройка.
Все дело в застройке бывшей успенской площади. Раньше между базаром и ул. Александровской (а так же Украинским и Петровской) были узенькие кварталы с лавками.
Посмотрим на снимок времен Империалистической войны. Желтым я подсветил снесенные здания, зеленым — существующие ориентиры):
Успенский собор взорвали еще до войны, тогда же снесли большую часть рядов около переулка Украинского. Площадь утратила контуры.
Поэтому, улицу Фрунзе продлили до Некрасовского переулка и начали застраивать. Это видно по выравниванию: постройки 50-х годов идут по линии Фрунзе, когда как старые — по Александровской.
Выходит, дом построили, как и предлагал проект, на второй линии домов, но первая линия была не новодельной типовой. а отданной под ЖАКТы старой застройкой.
Дом этот мне очень нравится. Он удачно расположен, ухожен. В отличии от многих других городов, в нашем у дома сохранилась придомовая территория и оригинальный палисадник:
Однако, дом не является даже выявленным объектом культурного наследия, двор огорожен воротами.
Палисадник запущенный и заросший, жильцы выбрасывают в него мусор прямо с окон. Заслуживают ли свиньи, выбрасывающие мусор прямо под свои окна, срущие туда, где живут, достойного города? Вопрос открытый:
Большая территория (этого дома, музучилища и кампуса ТРТИ) захламлена, перерезана заборами и исключена из жизни города.
Интересно, что в шестидесятых, когда строили актовый зал и спортзал для училища, двор постеснялись перерезать, здания связали через второй этаж:
Сейчас у города нет денег на организацию этой территории, а у руководств института и колледжа — желания.
А при должном старании раскроется и внутренняя территория общежитий, и двор училища и чудом уцелевшее здание гостиницы Фока — историческая видимая граница площади — обретут свое место.
Вместо этого мы видим "точечную застройку среди точечной застройки". Гаражи превращаются в магазины. Вот например здание, построенное в 2005 году по адресу Некрасовский переулок 20В:
Так или иначе, это далеко не самое печальное место в Таганроге. Эта застройка крепко обосновалась в городе, и может быть выиграет от предстоящей реконструкции площади.
Хотя бы палисадник в порядок приведут, кусты новые высадят, то хорошо будет.
В следующий раз мы поговорим о паре других сталинских домиках типовых (но редких) серии.