Здания, меняющие свое назначение в зависимости от времени суток, залы-трансформеры, которые в одну минуту рассчитаны на 20 человек, а в другую могут вместить уже 200. Думаете, речь о будущем? Отнюдь. Адаптивная архитектура за рубежом уже давно популярна, в России такой подход хоть и считается новым, но уже вовсю практикуется. Главное преимущество применения таких решений в архитектуре — взаимодействие среды, объекта и человека на более высоком качественном уровне. Подробнее о тенденциях и проектах, раздвигающих концептуальные горизонты общественных пространств, «Вестнику» рассказали эксперты в сфере архитектуры.
Степан Кухарский, партнер архитектурной лаборатории SA lab:
— Возможность трансформации здания или пространства занимала архитекторов с начала XX века. Например, вращающиеся этажи в проекте здания «Ленинградская правда» Мельникова, двигающийся город Archigram, модульная башня Накагин архитектора Куракава или культовый проект Дворца развлечений Седрика Прайса и т.д.
Архитектура, которая уже «не застывает в камне», а реагирует на климат, погоду, запросы человека, — это не будущее, а настоящее. Благодаря развитию технологий, методов строительства и запросам стремительно меняющегося мира адаптивная архитектура становится очень актуальной. Сейчас сохранять за зданием одну функцию нецелесообразно, поэтому мы видим, как меняется типология. Библиотека становится не просто местом чтения, но и культурным центром, где встречаются, работают, проводят концерты и лекции. Крыша теперь не только структурный элемент, но и смотровая или концертная площадка. Само понятие «общественное пространство» тоже трансформировалось и подразумевает не только сквер или двор, оно может быть чем угодно — зданием, площадью, баскетбольным кольцом или навесом от палящего солнца. Поэтому конструктивные и архитектурные решения должны иметь способность к изменению и трансформации.
Культурный центр The Shed по проекту Diller Scofodio+Renfro и Rockwell Group откроется в апреле этого года. Площадь перед центром может легко менять функции и при необходимости закрываться 37-метровой оболочкой. Другой пример — проекты студии Dosu, которая активно работает с биметаллами и «умными» материалами, динамически реагирующими на изменения температуры. С начала 2000-х студия развивает концепцию «третьей кожи», согласно которой первая кожа — человеческая плоть, вторая — одежда, а третья — архитектура. Строительный материал, функционирующий по принципу кожи, позволит зданиям реагировать на климат, регулировать микроклимат, светопропускаемость и другое.
Основной фокус в практике SA lab — это адаптивность. Мы проектируем гибкие общественные пространства, способные к масштабированию, изменению функции и подстраивающиеся под погодные условия. В проекте благоустройства внутреннего двора Музея Москвы мы придумали около ста сценариев использования пространства. Двор может адаптироваться под функцию очень быстро без трудоемких монтажных работ. При этом проект индивидуальный и не носит массовый характер.
Адаптивная архитектура позволяет формировать не только экономически эффективные решения, но и выстраивать новый формат взаимодействия со средой. Здесь человек уже не просто наблюдатель, он имеет возможность трансформировать среду под себя.
Читайте полностью по ссылке.