После распада Советского Союза, первый президент новой России – Борис Ельцин, стал ездить на бронированном лимузине Mercedes 600 Pullmann. Но в середине 2000-х годов, руководство страны пришло к такой мысли, что первые лица государства должны передвигаться на отечественных машинах, которые бы олицетворяли мощь державы и гений её инженеров.
Разумеется, проект отдали заводу имени Лихачёва, который всю свои историю выпускал грузовики, да представительные автомобили для верхушки партии.
На самом предприятии конструкторы с желанием потирали руки. Им очень хотелось наверстать упущенное и показать, что наши машины могут быть не хуже иномарок.
Примерно, такие же амбиции, только уровнем пониже, были и у инженеров завода ГАЗ, которые много раз перезапускали проект «Волга», чтобы пересадить на свою продукцию чиновников среднего звена, с BMW или Toyota Camry.
Новый лимузин окрестили ЗИЛ-4112 «Монолит», и начали работу над машиной в 2004 году.
Что получилось в итоге:
Сразу отметим, что это не глубокая модернизация старого ЗИЛ-41047, а совсем новый автомобиль. По сравнению с предками, колёсная база была увеличена на 200 мм. Единственные детали, который взяли от прошлых машин ЗИЛа – капот, дверные ручки и несколько элементов рамы.
В движение «Монолит» приводит двигатель объёмом 7,7 литра. Это инжектор с многоточечным впрыском, который развивает 400 лошадиных сил. Среди интересных решения – дроссельная заслонка своей уникальной конструкции.
Планетарная автоматическая коробка – от американской фирмы Allison. А что? Полноценную российскую АКПП у нас до сих пор не придумали, а ЗИЛ-4112 проектировали в конце 2000-х.
По подвеске, спереди независимые торсионы, а сзади зависимая конструкция на продольных рессорах. Машина получила телескопические амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости.
Отдельной гордостью разработчиков стала система климат-контроля. Её спроектировали в Нижнем Новгороде. В отличие от «Мерседесов» или «Майбаха», воздух внутри салона «Монолита» реально не перемешивается, и климатическую установку можно по праву назвать раздельной. Так говорили авторы проекта.
Они даже получили патент на своё изобретение. Запатентовали работники завода ЗИЛ и уникальную среднюю дверь, которая превращается в стойку, и повышает жёсткость кузова, благодаря системе замков. Иностранцы даже просили продать им эту технологию.
Как сложилась судьба машины?
В 2011 году умирает Сергей Рожков – один из конструкторов машины. В его честь автомобилю дают индекс ЗИЛ-4142Р.
В общей сложности, на «Монолит» потратили 10 миллионов евро. Есть две версии того, что случилось дальше. По одной, Владимир Путин протестировал лимузин, и он ему не понравился. По другой, президент даже не видел автомобиль. Его показали только Сергею Шойгу и Денису Мантурову.
Они дали высокую оценку проекту, но машину это не спасло. Был изготовлен всего лишь один экземпляр, который выставлен на продажу.
Советую посмотреть:
ИЖ 19 – проект молодых ижевских конструкторов, которые хотели догнать иномарки.
«Исчез на грани столетия» Как разваливался ЗИЛ, и что от него осталось сейчас?
Москвич-2150 – конкурент «Нивы» от АЗЛК с дизайном Toyota Land Cruiser 40.
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.