После скоротечной европейской компании, где в условиях хороших дорог и мягкого климата Opel Blitz показал себя только с хорошей стороны, настало время отправиться на восток, где тяжелое бездорожье и суровая зима, быстро определили предел его прочности.
Уже с первых месяцев войны, стало понятно, что по сути свой гражданский грузовик с колесной формулой 4х2 не способен уверенно передвигаться по русским дорогам и вермахту требовалось в короткий срок кардинально улучшить проходимость Opel Blitz. К 1942 году решение было найдено в виде полугусиничного грузовика Sd. Kfz.3a Maultier, что в переводе означает "Мул". Отмечу, что под общим названием Maultier, для вермахта разрабатывается целая линейка грузовых машин грузоподъемностью от 2 до 4,5 тонн, от различных производителей.
Автомобиль был построен на основе Opel Blitz 3,6-36 S, за место задней оси которого, была установлена гусеничная тележка типа Carden-Loyd. Она включала в себя: 4 одиночных обрезиненных опорных катка, 2 обрезиненных поддерживающих катка, ведущую переднюю звездочку и направляющее колесо - ленивец. Ведущая звездочка закреплялась на ступицах заднего моста. Катки сблокированы попарно и имели подвеску с винтовыми пружинами. Для установки гусеничного движителя потребовалось перенести задний мост за кабину и укоротить карданный вал. Спереди подвеска была стандартная на листовых рессорах, с неведущим мостом.
Стандартный бензиновый мотор от Opel Blitz объемом 3,6 литра развивал мощность 68 л.с. и потреблял при движении на хороших дорогах около 50 литров на сто километров, а при преодолении бездорожья расход превышал 100 литров на сотню! Так как использовался оригинальный бензобак емкостью 92 литра, дальность хода не превышала 160 км на дорогах и 80 км вне их.
В целом тележка обеспечивала хорошую подвижность, но из-за возросшей массы грузоподъемность уменьшилась до 2 тонн, а максимальная скорость составляла не более 37 км/ч. Недостатки нивелировала феноменальная проходимость. В условиях распутицы, где даже полноприводные Opel Blitz А, утопали по борт в грязи, Maultier позволял немцам выполнять хоть какие то боевые задачи.
В основном Opel Blitz Maultier использовался для перевозки грузов и как артиллерийский тягач, реже в качестве санитарного автомобиля. В особо редких случаях на автомобили устанавливалось 37 мм зенитное орудие Flak 43. В 1943 году на базе Sd.Kfz. 3 было создано самоходное РЗСО Panzerwerfer 42, всего около 300 штук.
Хотя "Мул" и имел невысокие скоростные характеристики, а также нуждался в большем внимании при обслуживании, чем простой Blitz, Maultier показал себя выносливым вездеходом. С 1942 по 1944 год на заводе в Бранденбурге, было собрано 3450 экземпляров.
Если вам понравилась статья ставьте палец вверх 👍 и подписывайтесь на канал.
Читайте также:
«Тупиковая ветвь»: история провала вездеходов ЗИС и ГАЗ
«На службе вермахта»: история самого массового грузовика немецкой армии
«Грузовики Ленд-лиза»: малоизвестные военные машины на службе СССР