Появившийся в 2009 году мем "слабоумие и отвага" прочно вошёл в нашу рабочую деятельность. Мы пользуемся им почти ежедневно, оценивая управленческие решения в тех компаниях, которые мы проверяем и диагностируем.
В далёком уже 2012 году я выпустил статью под названием "Trash-management, или Кадровый коллапс в гостиничном бизнесе", в которой рассуждал о том, что талантливые и знающие управленцы вырождаются как класс. Тогда я говорил про тот сегмент бизнеса, в котором плотно работал. Сейчас мой профессиональный кругозор расширился, и я могу с уверенностью сказать, что не только в гостиничном и ресторанном бизнесе есть эта проблема - она присутствует, в большей или меньшей степени, во всех отраслях.
Кто же мог знать, что ТОГДА нам было ещё хорошо? Что впереди будет гораздо хуже...
Теперь считается нормой брать руководителем человека, который вообще не в теме, чем он будет руководить и что с этим делать. Причём такая тенденция наблюдается на всех уровнях управленческих позиций.
С одной стороны, такая проблема делает путь к успеху для "думающих" компаний гораздо проще, так как людей, способных принимать правильные, а главное - своевременные решения, становится меньше, и можно с меньшими усилиями обставлять конкурентов.
С другой стороны,- а где гарантия, что у вас, в вашем собственном бизнесе, работают профессионалы?
Как проверить уровень ваших управленцев?
Спросить их самих? Да где вы видели идиота, осознающего, что он идиот? Это только умный человек может понять, что он недостаточно знает, что ему не хватает компетенции в том и этом, что ему нужно постоянно учиться и развиваться, стремиться к совершенству.
Тогда, может, нужно спросить отдел кадров, как они оценивают того или иного сотрудника? Вряд ли вы получите от них правильный ответ в том ключе, в котором спрашивали - они оценивают сотрудников на основании различных психологических методик и критериев. Причём очень часто эти тесты усреднены так, чтобы им соответствовала серая масса, а яркие и нестандартные личности, которые нужны, чтобы бизнес развивался и искрился, через этот этап отбора не проходят,- ну неприменимы к ним стандартные методы оценки.
Может, спросить подчинённых? Они-то должны точно знать, хороший у них начальник или нет? Но кто же скажет правду? Либо подлижут на всякий случай, либо постараются облить грязью. Правду не скажет практически никто.
Идея! Давайте спросим контрагентов, как им работается с этим сотрудником? Но этот метод тоже не даст 100% гарантии правильного ответа. Далеко не каждый контрагент скажет правду, ведь кому-то просто безразлично, кто и как с ним взаимодействует с вашей стороны, кто-то связан с вашим сотрудником взаимовыгодными откатно-бонусными схемами... В общем, здесь вы тоже правды не найдёте.
Тогда как оценить уровень управленца?
Ответ прост и сложен одновременно - изучайте показатели вашего бизнеса. Изучайте статистику по выручке, динамике продаж, количестве заключённых договоров, расходам на рекламу и маркетинг, затратам на персонал, колебаниям себестоимости и многое другое. В этих цифрах скрываются ответы на очень многие вопросы - от влияния ваших стратегических решений на показатели компании до сезонности и влиянии внешних факторов на ваш бизнес.
Анализ статистики, показателей и динамики очень важен для понимания внутренних процессов, происходящих в вашем бизнесе, и для предвидения будущих событий в вашей компании. Ведь, перефразируя Оруэлла,- "Кто владеет прошлым, тот управляет будущим"!