Всякий человек состоит из загадок и тайн. Одни разгадать легко, другие остаются без ответа навсегда. Пидлтаунский череп, феи из Коттингли, проклятие фараонов и вести с того света, – все эти секреты объединяет одно имя - Артур Конан Дойл. Каким образом добропорядочный викторианский джентльмен, литератор и врач оказался замешан во множестве странных историй? И когда, как не в канун волшебных зимних праздников поговорить об этом?
Веселые… похороны
Начнем с конца. Июльским утром 1930 года британский городок Кроуборо заполнили толпы людей. Здесь завершил свой земной путь доктор Дойл: врач, писатель, публицист, борец за справедливость, защитник обиженных и… один из основоположников английской школы спиритуализма[1]. Почитатели и поклонники, друзья и коллеги собрались, чтобы отдать последний долг достойному человеку.
И были абсолютно шокированы увиденным!
Вдова, миссис Джин Дойл, вместо траура надела нарядное платье. Среди груды венков оказался и венок от любимого… пса. Гроб зарыли в саду возле дома, поставив его вертикально. Не было ни священника, ни отпевания, ни слез над могилой. Сами похороны больше походили на обычные проводы в дальнюю дорогу. Как же так?
Все дело в том, что Конан Дойл, его супруга, сыновья Деннис и Адриан, верили в потусторонний мир, населенный мириадами душ умерших, и считали, что способны общаться с ними, получая «телеграммы». За месяц до кончины писатель сказал жене, что в начале июля будет призван на небеса, и вручил конверт с запиской, попросив вскрыть, когда его не станет. В день его смерти Джин открыла послание и прочла: «Я победил вас, господа неверующие! Смерти нет. До скорой встречи!». А вертикально поставленный гроб – не что иное, как дверь в иной мир, в которую, естественно, удобнее выходить, стоя на ногах, чем выбираясь из лежачего положения – неужели не ясно?
Так что же это за история с запиской: совпадение, мистификация, выдумка, на которые был так богат талант сэра Артура?
С одной стороны, спириты всего мира летом 1930 года сообщали, что среди духов, с которыми они «общаются», появился некто «сияющий как алмаз». Вдова и сыновья Дойла еще многие годы утверждали, что общаются с сэром Артуром чуть ли не ежедневно. С другой - нельзя исключать, что любитель розыгрышей Дойл, зная, что дни его сочтены, разыграл трюк с запиской, чтобы утешить семью.
Корабль «Надежда»
Феи, духи и чудеса окружали Артура с детства. Его отец, художник Чарльз Дойл рисовал иллюстрации к сказкам. Родная мать, Мэри Фоули-Дойл, обожала рассказывать детям о рыцарях и волшебниках, приемная мать мисс Бартон (в 4 года Артура отдали на воспитание, чтобы спасти от пьянства и побоев отца) всячески поощряла фантазии мальчика. Недаром свой первый рассказ Артур написал уже в 6 лет.
В 12-ть юный Дойл отправился в католическую школу к иезуитам – двоюродный дед оплатил внуку образование. Оттуда Артур вынес ненависть к телесным наказаниям и неприязнь к религии. Во время учебы самым нелюбимым его предметом была математика, а на переменах ему здорово доставалось от неких братьев Мориарти. Через много лет эти впечатления объединились, и родился гений преступного мира профессор математики Мориарти! Чарльз Дойл тем временем впал в буйство и попал в клинику для душевнобольных. Мэри открыла пансион и вскоре подружилась с одним из жильцов, молодым врачом Брайаном Уоллером. Он-то и посоветовал Артуру изучать медицину.
Артур не стал блестящим студентом, он предпочитал учебе театр и спорт. На втором курсе он впервые отправил рассказ в редакцию - тщетно. В 19 лет Артур снова решился попытать счастья в литературе – и случилось чудо, его рассказ «Тайна долины Сэсасса» напечатали за гонорар в 3 гинеи. Закончив образование, Артур поступил врачом на китобойное судно «Надежда» и на 7 месяцев отправился в Арктику. Капитан не экономил на продовольствии, поэтому ни цинги, ни других болезней на судне не было, приходилось только изредка «латать» китобоев после атак раненых китов. Однажды в такой неравной схватке пострадал и сам молодой доктор, который, конечно же не мог оставаться в стороне от охоты, а будучи крепким парнем стал ценным членом китобойной команды. Это путешествие разбудило тягу к дальним странствиям, и спустя год Дойл посетил Африку на пароходе «Маюмба», где близко познакомился с экзотикой Черного континента. Удивительные встречи и опыт странствий пригодились для книг…
Трансвааль, ты горишь в огне
По возвращении из дальних странствий, молодой врач нашел место в городке Саутси, где тут же стал заметной фигурой – под два метра ростом, атлетического сложения, силач, способный согнуть кочергу руками. Он ходил по вызовам, лечил бедняков бесплатно и набирался опыта. В марте 1885 года Артура пригласили к умирающему от менингита мальчику Джеку Хоукинсу. Домовладелец не желал, чтобы ребенок умер в его квартире, поэтому доктор Дойл перенес Джека к себе и ухаживал до конца. После похорон он навещал мать и сестру Джека, пытаясь утешить их. А затем женился на Луизе Хоукинс, тихой и кроткой девушке.
14 последующих лет стали для Дойла счастливыми – он практиковал, выпускал книги, придумал Шерлока Холмса, бригадира Жерара и сэра Найджела. Гонорары позволили построить дом и переехать туда с женой и двумя детьми. В 1893 году умер в доме умалишенных отец - Чарльз Дойл. Он оставил сыну странное завещание – свои рисунки и настоятельную просьбу выйти на связь с потусторонним миром. В том же году у Луизы нашли туберкулез. Артур повез жену сперва в Швейцарию, затем в Египет – и под влиянием благоприятного климата болезнь отступила надолго.
В 1899 году разразилась Англо-бурская война. Дойл попытался вступить в действующую армию, а получив отказ, поехал в Южную Африку (тогда говорили – Трансвааль) организовывать госпиталь за свой счет. Он уже прилично зарабатывал, публикуя свои рассказы, и мог себе это позволить. А вот позволить себе быть в стороне от важнейших мировых событий – конечно же, нет! По возвращении в Англию Артур написал книгу «Великая бурская война».
За свою деятельность доктор Дойл был посвящен в рыцари, и стал сэром Артуром, к вящей радости матери. Впрочем, ходили слухи, что истинной причиной награды стала любовь короля Эдуарда VII к рассказам о Шерлоке Холмсе… А обращения «сэр», которое автоматически прилагается к званию рыцаря, Артур терпеть не мог вплоть до окончания своих земных дней!
Дело о призрачных феях
XX век перевернул судьбу не только Шерлока Холмса, но и самого Конана Дойла. В 1906 году на его руках умерла супруга Луиза. Он тяжело переживал потерю, но через год снова женился на Джин Лэки, в которую влюбился ещё в 1897 году, однако не нарушал границ приличий. Красавица Джин родила мужу троих детей и разделяла все его увлечения. А их было немало – горные лыжи, Олимпиада, автоспорт, расследования запутанных уголовных дел, благодаря которым спасались жизни оклеветанных зазря людей.
Так священника-индуса Джорджа Эдалджи обвинили в массовых забоях домашнего скота – Дойл блестяще доказал, что близорукий пастор не мог столь виртуозно вскрывать животы коровам, да и не стал бы, поскольку для людей его национальности это священное животное. Еврея Оскара Слейтера столь же несправедливо обвинили в убийстве. Дойл 18 лет доказывал его невиновность, потратив довольно приличную сумму на адвокатов из собственных средств.
Вместе с новым веком пришла и новая война. Ужасы Первой Мировой поколебали жизнелюбие стареющего писателя, а гибель брата Иннеса и старшего сына, надломили его. Дойл нуждался в лекарстве для души – и нашел его в спиритизме. В 1916 году он писал: «Когда в 1882 году я закончил свое медицинское образование, то, как и большинство врачей, оказался убежденным материалистом… Я всегда смотрел на эту тему как на величайшую глупость на свете… Однако мои друзья интересовались спиритуализмом, и я вместе с ними принял участие в сеансах с верчением стола. Мы получили связные сообщения».
Дойл стал искать подтверждения своим теориям.
В 1917 году две девицы из Коттингли, 10-летняя Френсис Гриффит и 16-летняя Элси Райт заявили, что общаются с феями. В доказательство они представили фотографии с крылатыми созданиями. Одного взгляда на снимки достаточно, чтобы понять – феи вырезаны из бумаги. Однако сэр Конан Дойл многие годы упорно доказывал, что фотографии подлинны.
В 1922 году в Англию пришла легенда о «проклятии фараона» - вскоре после вскрытия гробницы Тутанхамона погибло несколько археологов и членов их семей. Писатель и здесь выступил в прессе, утверждая, что духи мстят расхитителям сокровищ.
После Первой Мировой Конан Дойл публично заявил, что переходит из христианства в спиритуализм, председательствовал на международном спиритическом конгрессе, ездил с лекциями по миру и потратил полмиллиона фунтов на популяризацию своих идей. Увы, даже великим людям свойственно заблуждаться.
Или - от души дурачить почтеннейшую публику и смеяться над её легковерием?..
Дедукция в действии
Иногда с писателем случались курьезы.
Однажды Конан Дойл приехал в Париж. На вокзале к нему подошел таксист и осведомился:
— Куда поедем, месье Конан Дойл?
— Вы знаете меня?
— Впервые вижу,
— Как же тогда узнали, кто я?
— Воспользовался дедукцией. Я читал, что сэр Артур Конан Дойл отдыхает в Марселе. Поезд, с которого вы сошли, марсельский. На среднем пальце правой руки чернильное пятно – вы писатель. По манере держаться - врач, а покрой платья лондонский. Значит передо мной Конан Дойл, —творец Шерлока Холмса!
— Да вы сами почти Шерлок Холмс!
— Так-то оно так, — вдруг замялся шофер. — Но я заметил еще одну небольшую деталь.
-— Какую же?!
— Ярлык на чемодане.
[1] Спиритуализм (от лат. spiritualis — духовный, spiritus — дух) — религиозно-философское течение, в основе которого — вера в реальность посмертной жизни и возможность общения с духами умерших.