В Международный день франкофонии – 20 марта, также называемый праздником французского языка, мы отправились на небольшую улицу Канавинского района, носящую имя французского писателя, пацифиста и друга Советского Союза Анри Барбюса. Искали «французское», но смогли найти только до боли знакомое, типично нижегородское.
Визит француза
Обладатель Гонкуровской премии, писатель, журналист, антифашист Анри Барбюс (1873–1935) посещал нашу страну в 1927, 1932, 1934 и 1935 годах. Остались воспоминания о его приезде 15 августа 1928 года в Нижний Новгород. Он посетил Сормовский завод, университет и Радиолабораторию, осмотрел главные достопримечательности и полетал над городом на гидроплане.
О былом балконе дома № 11 (1897 года) напоминают только следы краски
Побывав во многих российских городах, Барбюс был восхищен переменами и вдохновлен идеями коммунизма. Во многих работах он прославлял советский строй и даже собирался снять о нашей стране фильм. Планам помешала болезнь. Во время последнего визита, приехав на VII конгресс Коминтерна, он заболел пневмонией и скончался в 30 августа 1935 года в Москве. На его могиле в Париже установлен камень, на котором высечены слова Сталина, сказанные в память о писателе.
А в 1916 году «архитектурных излишеств» стало меньше – дом № 16
Дело в том, что за полгода до смерти, в феврале 1935 года, в Париже вышла биография Сталина, которую он написал по итогам трех встреч с вождем (в 1932–1934 годах), а в конце того же года она была опубликована и у нас в стране. Барбюс невольно стал автором известных лозунгов советской пропаганды («Сталин – это Ленин сегодня»), ввел в обиход образы «отца народов» и «старшего брата». Вероятно, благодаря этому улицы в нескольких городах СССР после 1935 года были названы его именем.
Легендарный 1896 год
Рассказ об этой части Канавинского района неразрывно связан с 1896 годом и историей XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки. Ежегодное снижение оборотов торговли на Нижегородской ярмарке в конце XIX века вызывало тревогу у руководства страны. В то время Нижний Новгород имел особое значение – это был крупнейший российский центр торговли, называемый «хлебной столицей», поэтому на высшем уровне было решено провести у нас выставку и, кроме того, IV Всероссийский промышленный съезд.
Слезы домов с крыши просачиваются в квартиры
Часто в нашем сознании ярмарка и выставка объединяются в единое целое, хотя они выполняли несколько разные задачи. Специально под традиционное время проведения ярмарки были сдвинуты сроки начала выставки. Проходили они параллельно, недалеко друг от друга, но все же в разных местах. На ярмарке располагались в основном развлекательные заведения: театр, цирк, кафе и рестораны.
Дом 1949 года поражает сочетанием спутниковой тарелки и ветхости
Местом размещения выставочного городка, состоявшего из 172 павильонов, стал пустырь за Кунавинской слободой, недалеко от железной дороги. Сейчас здесь находится парк имени 1 Мая. Правда, его нынешние размеры составляют только шестую часть прежнего Выставочного сада, как тогда он назывался. Общая же площадь выставки составляла более 80 гектаров.
Линии-улицы
На карте города того времени большая часть пространства перед главным входом была обозначена обобщенно – «Выставочные гостиницы». Стали ли они после жилыми и доходными домами, нам не удалось выяснить. Сохранившиеся постройки относятся к традиционной городской архитектуре конца XIX – начала XX веков. Это одно-, двух- и даже трехэтажные жилые деревянные дома, украшенные ажурной резьбой и наличниками.
Дом № 14, 1917 года постройки, чей фасад украшен зеркальными ромбами
Известно, что в советские годы наша героиня называлась улицей Карла Маркса, а еще раньше – Железнодорожной. Первые дома улицы Анри Барбюса (старейшие в микрорайоне Ленгородок) датируются 1897 годом, когда павильоны и сооружения уже были разобраны и распроданы. Большинство улиц изначально не имели собственного имени – значились только «линия» и номер, как они были определены еще на выставке.
На соседней Обуховской улице в 1910-е годы вырос известный композитор Борис Мокроусов. Как и семья его отца, служащего на железной дороге, в рабочем поселке проживали железнодорожники и торговцы Канавинского рынка, перенесенного с Владимирской площади (сегодня это территория цирка) в начале 1903 года.
Привет из прошлого
Двенадцать домов этой улицы уместились на скромных 227 метрах. Их состояние и внешний вид неоднородны. Наиболее хорошо сохранились те, что принадлежали одной семье, а не многоквартирные здания. Среди атмосферных деревянных построек есть и современный кирпичный дом, недавно построенный под небольшой частный бизнес. А в самом конце деревенская по виду дорога заканчивается безликими гаражами.
В 1912 году заботились о декоративной эстетике – дом № 18
На потемневших от возраста срубах особенно эклектично смотрятся пластиковые окна и спутниковые тарелки. Вот где-то от сгнившего балкона остались только следы краски, а на углу соседнего дома выделяется свежей краской восстановленная после пожара стена. Они не являются объектами культурного наследия, и никто не призывает спасать их от уничтожения – словно тающий под ногами снег, они потихоньку исчезают и тихо разрушаются на наших глазах. Их жильцам остается посочувствовать, глядя на потолки и стены квартир в разводах и подтеках.
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Андрея АБРАМОВА