Привет, друзья! С вами снова Илья. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно", где я тоже рассказываю об истории Москвы. Там информации еще больше:)
Многие пишут, как строили первую очередь Московского метро. Но я сегодня хочу вам рассказать про обычных рабочих. Как было устроено питание для метростроевцев. Это интересно.
Где ели рабочие?
Так как на стройку отправили лучших рабочих московских заводов и фабрик, то и кормить их должны были хорошо. По указанию Кагановича, в 1934 году мобилизовали 20 лучших директоров столовых (по каким критериям выбирали, не знаю) и 31 повара. Но столовых на всех всё равно не хватало. Рабочих было очень много...Как минимум, 15 тысяч одиноких метростроевцев (те, у кого не было семьи) пользовались столовыми. Да и семейные рабочие тоже нередко обедали в общепите.
Постоянных столовых шахты не имели. И каждый месяц рабочих прикрепляли к новой. А повара с большим наплывом метростроевцев не справлялись. Людям приходилось стоять в очереди больше часа в ожидании еды...Так, конечно, метро в срок не построили бы. Поэтому нужно было что-то придумать.
В марте 1934 московский комитет партии выделил еще 50 столовых. Также для этих целей отдали рестораны "Мартьяныч" и "Лубянский проезд". А большинство шахт наконец-то получили собственные столовые.
Чем кормили?
Продуктов для метростроевцев не жалели. По статистике за 1934 год, рабочие получили более 2,5 тыс. тонн мяса, больше 2 тыс. тонн рыбы, 2,6 тыс. тонн муки и 1,75 тыс. тонн крупы. Однако всё это ещё было нужно хорошо приготовить. Поэтому, для улучшения качества обслуживания, в одной из столовых устроили конкурс на лучший обед. Эстафету быстро подхватили остальные.
Благодаря этому столовые стали более чистыми и уютными, а обеды вкусными. За 1,5 руб. (тогда это было недорого) рабочие получали три блюда, в том числе одно мясное. А выбор был большой. Например, из 3-4 первых, 6-8 вторых. В буфете также можно было купить вафли, мороженое и прохладительные напитки.
Кстати, столовые появились не только на участках. Но и в городках Метростроя. Чтобы рабочие могли поесть и на выходных, не теряя времени на дорогу в московскую столовую.
Ели даже под землёй.
Работы было очень много, поэтому не все могли себе позволить пойти на обед. Для таких случаев прямо в шахте организовали подъёмные буфеты и ларьки с холодной газированной водой. А в некоторых случаях под землю спускали даже полноценный рацион - завтрак или обед.
Если верить тому, что написано в литературе, то добиться такой слаженной работы удалось благодаря постоянному контролю на всех этапах обслуживания. Также профсоюзы постоянно проводили собрания для работников столовых. На которых рассказывали, как строится метро, почему это так важно, и для чего нужно стараться обслуживать рабочих хорошо.
Недостатка в еде у метростроевцев не было. Вот забавная статистика. Одних только булочек за время строительства первой очереди Московского метро съели 170 млн. штук! Для рабочих были магазины-палатки, где они могли получить продукты сверх нормы. А для ударников труда предоставляли дополнительные пайки.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Если вам было интересно, то не забудьте подписаться на мой блог! Удачи!