Принято считать, что если сотрудников поколений X, Y и Z собрать под крышей одного офиса, то он неизбежно наполнится непониманием, склоками и ссорами. Конфликт поколений способен не только испортить общую атмосферу в компании, но и существенно снизить продуктивность работы. С другой стороны, поиск компромиссов в отношениях разных возрастов может стать мощной точкой роста, которая обогатит всех участников коммуникации и выведет команду на новый уровень.
Откуда берётся конфликт поколений?
Сегодняшние сотрудники представляют три поколения:
- поколение Х — люди, родившиеся в период с 1961 по 1981 год;
- поколение Y — люди 1981–1995 года рождения;
- поколение Z — те, чей возраст на данный момент не превышает 23 лет.
Это люди, чьё мировосприятие формировалось в совершенно разных условиях. Их представления о стиле жизни, работе и ценностях кардинально отличаются друг от друга. Так, например, молодёжь высоко ценит гибкий график работы, тогда как старшее поколение привыкло к дисциплине и установленному расписанию. Поколения по-разному смотрят на вопросы удалённой работы, мотивации и профессиональных амбиций, способов коммуникации с начальством и так далее. Из этих деталей складывается глобальное непонимание друг друга, которое перерастает в конфликт.
От конфликта к сотрудничеству
Между тем смешанная команда может стать огромным преимуществом компании, если правильно подойти к организации её работы. Коллектив, который сочетает в себе новаторство, лидерство и гибкость молодёжи, а также ответственность, опыт и скрупулёзность старшего поколения, способен эффективно решить минимум в два раза больше задач, чем одновозрастная команда. Исследования подтверждают, что производительность труда выше в тех компаниях, где работают представители разных поколений. Вот несколько рекомендаций, как переключить смешанный коллектив с конфликта на плодотворное сотрудничество.
1. Стандарты
Исключить идею предвзятого отношения к тому или иному поколению в компании помогут чётко прописанные стандарты. График, форма оплаты, вид коммуникации, общие для всех сотрудников нормы поведения — всё это позволит трём поколениям почувствовать себя в одинаковых условиях.
2. Обмен опытом
Нам есть чему поучиться друг у друга! 20-летние сотрудники отлично разбираются в цифровых технологиях, и это их неоспоримое преимущество. Позвольте им поделиться своими знаниями со старшим поколением — пара часов в неделю, проведённых за объяснением новых технологий в работе коллеге старшего возраста, будут полезны обеим сторонам. В то же время специалисты возраста 40+ для молодёжи — это кладезь богатого профессионального опыта.
3. Пропаганда изменений
Несмотря на то что не всем возрастам одинаково легко адаптироваться к изменениям, сотрудникам придётся это делать, чтобы работать эффективно. Провоцировать идти в ногу со временем в профессиональном и техническом смысле может руководство. Для этого стоит ввести в корпоративную политику регулярные обучения, сертификации и поощрение инновационных подходов в работе.
4. Корпоративная культура
Уважение к коллегам должно стать стандартом корпоративного поведения в компании. Когда сотрудники разных поколений переходят на личности и демонстрируют беспардонное отношение друг к другу, нет смысла разбираться, как себя чувствуют ущемлённые Х или непонятые Z. Такое поведение должно сразу пресекаться.Да, поколениям Y, X, Z в одном офисе бывает трудно найти общий язык. Однако приложить усилия и выстроить команду разновозрастных сотрудников в своей компании стоит того, ведь в результате вы получите коллектив, которому по плечу любая задача.