Мозаика из цветного камня известна с незапамятных времен. В частности, флорентийская мозаика или второе её название "Pietra Dura"
(итал. "поделочный камень") возникла в XVI веке в Италии во Флоренции.
Итальянская династия Медичи покровительствовала разным видам искусства, в том числе и искусству мозаики. В 1588 году Фердинандо I ди Медичи открыл свою мастерскую «Галерея Деи Лавори», где мастера из Италии и других стран изготавливали камнерезные изделия из полудрагоценных камней: мрамора, лазурита, яшмы, агата, литографского камня и т.д. Мастера делали искусные настенные панно, столешницы, шахматные доски, шкатулки. Это искусство было весьма популярно в Европе протяжении 300 лет, а великий Микеланджело называл мозаику «вечной картиной», так как она весьма долговечна благодаря сохранению камнями естественных природных красок.
Мастер флорентийской мозаики должен обладать отменным вкусом, правильно сочетать камни, уметь подбирать оптимальное цветовое решение, скрывать все швы - только при этих условиях получится гармоничный шедевр. Благодаря реалистичности и целостности изображения, мастера могли использовать для мозаики любой рисунок, но чаще всего использовались цветы и растения: узоры из листьев, цветочные композиции, плодовые ветки деревьев и т.д.
В России можно увидеть прекрасный пример итальянского искусства конца XIX века - Стол с мозаичной столешницей "Аполлон и Музы". Находится он в Павильонном зале Эрмитажа, рядом с не менее знаменитыми часами "Павлин".
Этот шедевр был создан мастером Эдоардо Мокиутти в 1870 году для короля Италии Эммануила II, который в свою очередь подарил столешницу российскому императору Александру II. Для мозаики мастер использовал сердолик, лазурит, мрамор и агат.
В центре столешницы изображен Аполлон на колеснице, запряжённой квадригой лошадей, окруженный агатовыми цветами. Основную часть занимают медальоны с девятью музами.
В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. С этого момента русские мастера постепенно осваивают мозаику Флоренции, и в 1847 году для получения секретов мозаичного искусства во Флоренцию был отправлен мастер Соколов И.П., который по возвращении из Италии готовил новых камнерезов высокого класса в художественной школе при Петергофской гранильной фабрике.
К концу XIX века популярность мозаики в Европе спала, однако в России эта техника переживает новый подъем в эпоху модерна: над мозаиками работали многие замечательные мастера, такие как: Д. Сикейрос, А. М. Васнецов, А. А. Дейнека.
Еще одним ярким примером флорентийской мозаики в России можно назвать картины из цветных камней, изображающих 5 основных чувств человека - зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. Они находятся в Янтарной комнате, которая была подарена Петру I в 1716 году Фридрихом Вильгельмом I.
В наши дни флорентийская мозаика вновь популярна, но и "старые" образцы этого искусства представляют огромную ценность для коллекционеров, так как их не часто можно встретить даже на крупнейших мировых антикварных аукционах.