Найти тему
Цветы и музыка

Флорентийская мозаика

Мозаика из цветного камня известна с незапамятных времен. В частности, флорентийская мозаика или второе её название "Pietra Dura"
(итал. "поделочный камень") возникла в XVI веке в Италии во Флоренции.

Итальянская династия Медичи покровительствовала разным видам искусства, в том числе и искусству мозаики. В 1588 году Фердинандо I ди Медичи открыл свою мастерскую «Галерея Деи Лавори», где мастера из Италии и других стран изготавливали камнерезные изделия из полудрагоценных камней: мрамора, лазурита, яшмы, агата, литографского камня и т.д. Мастера делали искусные настенные панно, столешницы, шахматные доски, шкатулки. Это искусство было весьма популярно в Европе протяжении 300 лет, а великий Микеланджело называл мозаику «вечной картиной», так как она весьма долговечна благодаря сохранению камнями естественных природных красок.

Столешница в технике флорентийской мозаики (орнамент барокко)
Столешница в технике флорентийской мозаики (орнамент барокко)

Мастер флорентийской мозаики должен обладать отменным вкусом, правильно сочетать камни, уметь подбирать оптимальное цветовое решение, скрывать все швы - только при этих условиях получится гармоничный шедевр. Благодаря реалистичности и целостности изображения, мастера могли использовать для мозаики любой рисунок, но чаще всего использовались цветы и растения: узоры из листьев, цветочные композиции, плодовые ветки деревьев и т.д.

В России можно увидеть прекрасный пример итальянского искусства конца XIX века - Стол с мозаичной столешницей "Аполлон и Музы". Находится он в Павильонном зале Эрмитажа, рядом с не менее знаменитыми часами "Павлин".

Стол с мозаичной столешницей "Аполлон и Музы"
Стол с мозаичной столешницей "Аполлон и Музы"

Этот шедевр был создан мастером Эдоардо Мокиутти в 1870 году для короля Италии Эммануила II, который в свою очередь подарил столешницу российскому императору Александру II. Для мозаики мастер использовал сердолик, лазурит, мрамор и агат.

В центре столешницы изображен Аполлон на колеснице, запряжённой квадригой лошадей, окруженный агатовыми цветами. Основную часть занимают медальоны с девятью музами.

В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. С этого момента русские мастера постепенно осваивают мозаику Флоренции, и в 1847 году для получения секретов мозаичного искусства во Флоренцию был отправлен мастер Соколов И.П., который по возвращении из Италии готовил новых камнерезов высокого класса в художественной школе при Петергофской гранильной фабрике.

К концу XIX века популярность мозаики в Европе спала, однако в России эта техника переживает новый подъем в эпоху модерна: над мозаиками работали многие замечательные мастера, такие как: Д. Сикейрос, А. М. Васнецов, А. А. Дейнека.

Еще одним ярким примером флорентийской мозаики в России можно назвать картины из цветных камней, изображающих 5 основных чувств человека - зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. Они находятся в Янтарной комнате, которая была подарена Петру I в 1716 году Фридрихом Вильгельмом I.

Картина "Обоняние"
Картина "Обоняние"

В наши дни флорентийская мозаика вновь популярна, но и "старые" образцы этого искусства представляют огромную ценность для коллекционеров, так как их не часто можно встретить даже на крупнейших мировых антикварных аукционах.