Как ориентировался этот удивительный пес, для меня просто загадка. В этом было что-то невероятное. Маленькая домашняя собака, которой не было и года, находила дорогу домой из разных мест города. На прогулках он бежал в нескольких метрах впереди нас, правильно поворачивая в нужном месте. Перед тем, как переходить дорогу, всегда останавливался и дожидался команды «вперед». Котька никогда не ошибался с дверью квартиры. Иногда мы отпускали его погулять одного. Нагулявшись, он поднимался по лестнице, если никто из соседей не подвозил его на лифте, садился у двери и «включал сирену» – громко выл совершенно по-волчьи.
Он вообще не любил лаять. Мы приучали его к команде «Голос!», – и это было единственное, что он выполнял с большой неохотой. Однажды (Котьке было месяца четыре) мы долго приставали к нему: «Голос, Костя! Голос!» Пес заметно сердился, рычал, но не лаял ни в какую. Наконец ему все это, очевидно, надоело. На очередной возглас: «Голос, Костя!» он снова порычал немного, открыл пасть, какое-то время посидел в задумчивости и… оглушительно чихнул! Вся чуть не упали со смеху. Ему это не понравилось. Он требовал уважения к своей особе. Смеяться над ним вообще было не безопасно: зубки-иголочки так и норовили ухватить обидчика за пятку.
По-настоящему лаять он стал, когда ему исполнилось месяцев семь-восемь. У него был внушительный, басовитый лай, даже не верилось, что так лаять может такая небольшая собака. Месяцам к 10 он превратился в симпатичного, крепкого, довольно короткошерстного, черного с желтыми подпалами пса, похожего на миниатюрную лайку. Лохматости своей мамочки он совсем не унаследовал. Он был очень обаятельным и нравился даже самым сердитым тетенькам в нашем большом одноподъездном доме. В то же время в нем не было ни капли подхалимажа, свойственного иногда непородистым собакам.
Начался огородный сезон, и наша семья – мы с мужем, дочка и Котька, стали ездить на садовый участок. Своей машины у нас еще не было, и сослуживец мужа предложил как-то подвести нас. Мы уселись, Котьку взяли на руки, но только машины тронулась, пес начал завывать. Его вопли продолжались всю дорогу. Уговоры не помогали. Оказалось, пес не переносит езду на автомобиле. Может быть, его укачивало, потому что к концу пути вид у него был довольно жалкий. Мы надеялись, что со временем это пройдет, но время шло, а Котька продолжал ненавидеть любой вид транспорта. Часто приходилось ездить в автобусе. Мы возили собаку на поводке. На людей Котька не реагировал, он вообще был добрый и симпатичный пес, но как только начиналось движение, принимался выть, пытался вырваться и выскочить на улицу. Обычно все его успокаивали, но в лучшем случае он забивался под скамейку и сидел там сердитый и угрюмый.
Шел посадочный сезон, и в выходные уехать на садовый участок было проблемой. Желающих была масса, а в автобусе, если удавалось в него влезть, всегда была жуткая толкучка. Однажды Котька умудрился вытащить голову из ошейника и выскочил на остановке. Мы были уже почти за городом. Пока добирались до дверей, водитель тронулся с места и не захотел останавливаться. Мы уехали, а пес остался. Муж сказал, что на обратном пути заберем неслуха, а случившееся будет ему уроком. Вечером мы вышли на той остановке, где выскочил Котька, но его там и след простыл. Оказалось, он ждал нас уже перед дверью квартиры.
В ошейнике после этого провертели еще одну дырочку. Несколько поездок прошли более-менее нормально. Но однажды пес перегрыз поводок и выскочил, когда автобус остановился в одном селе почти в самом конце пути. Мы вышли следом, поискали его и не нашли. Он самостоятельно добрался домой из совершенно незнакомого ему места почти за 15 километров от города, а ему было всего девять месяцев!
Говорят, собаки ориентируются с помощью обоняния, с помощью магнитного поля земли, ментальных карт и т. д., но у знакомых охотников не раз терялись взрослые опытные псы, погнавшиеся за зверем. Так, одна из таких гончих собак очутилась на другом берегу реки и ее отыскали только через три месяца. Такса, жившая у нас много лет спустя после Котьки, могла уйти от дома совсем в другом направлении. Что называется, шла себе, куда глаза глядят… Я считаю, у Котьки был своего рода талант по части ориентирования на местности.
***
А что вы думаете насчет того, каким образом ориентируются собаки? Интересно было бы выслушать чье-то мнение!
***
Пишите, подписывайтесь на канал, ставьте лайки!