Пару лет назад в Беларусь зашла новая сетевая тема, на которой по утверждению ее членов, можно хорошо зарабатывать и путешествовать практически даром. И хотя сведений о наличии официальной регистрации компании In Cruisesclub в нашей стране найти не удалось, это не мешает ей обрастать новыми членами.
Суммы потенциального дохода в In Cruisesclub озвучиваются огромные и в качестве подтверждения реальности такого успеха приводится пример минчанки Юлии Чистовой, ставшей за эти годы настоящей долларовой миллионершей. По инсайду минского знакомого, состоящего в этом клубе, информация о миллионе сильно преувеличена. Но людям нужны герои и Золушки, и молодая девушка из глубинки, сделавшая головокружительную карьеру в Минске — отличный вариант. Страница Юлии в Фейсбуке пестрит многочисленными отчетами о круизах и деловых поездках, а сама женщина действительно выглядит красивой, уверенной и успешной.
Отзывы о компании делятся на две категории: «супер, класс, мечты сбываются!» и «развод лохов, очередная пирамида». Ранак попытался максимально беспристрастно разобраться в сути этого заманчивого предложения и провести сравнительные параллели на основании фактов, которые сумела добыть из презентаций клуба и открытых источников.
Наша цель, показать людям весь мир за 5 лет
Итак, начнем с сути самого предложения. Компания In Cruisesclub позиционирует себя, как клуб, с помощью которого его члены могут путешествовать на круизных лайнерах по всему миру по очень выгодным ценам (с 50% скидкой), а при желании и расторопности еще и очень хорошо зарабатывать. Одним словом, обычная МЛМ компания (сетевой маркетинг) с продуктом в виде круизных путешествий. Об этом заявляет основатель Майкл «Хатч» Хатчисон, формулируя миссию компании как: «Наша цель, показать людям весь мир за 5 лет». Хороший слоган для туристической фирмы. Но основная масса людей вступает в клуб не потому, что хочет в круиз, а потому что хочет заработать. Большие бонусы и реальные, а не круизные доллары (внутренняя валюта клуба) выплачивают именно за каждого нового члена.
И здесь возникает резонный вопрос: как компания, не ведущая никакой хозяйственной деятельности и не производящая никакого продукта, может так щедро оплачивать своим членам их старания по привлечению новых людей?
Признаки финансовой пирамиды:
- Фирма ничего не производит, не оказывает прямых услуг, не ведет хозяйственной деятельности, не имеет официальной регистрации в стране распространения своей бизнес-модели.
- Большой вступительный взнос от 100$ и выше.
- Товар или отсутствует, или не имеет вне этой организации рыночной стоимости и ценности.
- Прием денег происходит без подтверждения его факта (отсутствие чеков и т.п.)
- Договоры не заключаются или заключаются путем пользовательского соглашения на сайте.
- Вам обещают бонусы и зарплату не от товарооборота, а от количества привлеченных участников и внесенных ими сумм.
- Быстрый заработок без квалификации.
- Сложная система начисления бонусов.
- Популистские заявления о том, что проект/продукт/система инновационные, быстрорастущие, уникальные и т.п.
- Акцент на эмоции и страхи. Действовать сейчас, не думать, слушать сердце, быстро воплотить мечту, вскочить в последний вагон.
Экономика туристического агентства всем известна: оно зарабатывает на процентах от проданных туров. Да, в случае успешной работы и зарекомендованного имени, это хорошие деньги. Но не настолько, чтобы выплачивать, например, своим клиентам десятки и сотни тысяч долларов за приведенных друзей. А в случае с In Cruisesclub уже за первого приведенного вами человека, при условии, что вы сами купили пакет за 195$ или 295$, вы получаете 50$ долларов. За второго 60, за десятого — 150$. Интересно, что, как только вы купили хотя бы минимальное членство в клубе за 100$, они автоматически превращаются в 200 так называемых круизных долларов. То есть, умножение в два раза с ничего, просто подарок компании. За эту внутреннюю валюту можно покупать круизы, а американские доллары зачисляются вам на карту американской платежной системы Payoneer. Пока система работает, и в Интернете можно найти много счастливых круизеров, сумевших выстроить многолинейные команды и сходивших не в один увлекательный круиз.
Изучив стоимость круизов и проконсультировавшись с обычным туристическим агентством, я пришла к выводу, что цены на круизы данного клуба ничуть не меньше. К тому же с круизами, нужно учитывать массу факторов: портовые сборы от 120-180 евро, ежедневные сервисные сборы с каюты во время тура, экскурсии и прочее, что в среднем составляет 30% от стоимости самого круиза.
А то, что последователи клуба называют «можете получать туры бесплатно», подразумевает под собой либо постоянные вливания вами ежемесячных членских взносов по 100$, либо накопление бонусов за приведенных людей. То есть, ваша «бесплатность» исключительно за чей-то счет. С бонусами, кстати, тоже все не так просто.
Мой знакомый, второй год состоящий в этом клубе, говорит, что как только кто-то из подписанных тобой людей прекращает ежемесячные выплаты или не приводит новых членов с оплаченными взносами, он теряет привилегию освобождения от уплаты собственных взносов. И поясняет, что компания не продает туры, а только возможность их бронирования.
Туры бесплатно, только 100$ членские взносы
В качестве аргумента в пользу удобства накоплений с помощью своей компании представители In Cruisesclub приводят бытовой пример того, что обычно человеку сложно копить на отдых. Часто накопленное может уйти на внезапный ремонт, лечение, что угодно. А здесь – кладешь деньги на счет и снять обратно не можешь, копишь по определению. Но этот довод, честно говоря, не выдерживает никакой критики, потому что элементарный банковский депозит предоставляет вам те же условия, да еще и с процентами и гарантией безопасности ваших денег. А, покупая круиз через туристическое агентство, вы получаете на руки официальный, имеющий у нас в стране юридическую силу договор, и чек об оплате. К тому же, бронируя и частично оплачивая поездку заранее, можно получить 40% скидку. Так же можно помесячно вносить деньги туроператору и на выходе получить недорогой тур со скидкой.
Кладете деньги на счет, но потратить можете только часть
Простая математика говорит, что удвоенные доллары — всего лишь грамотный маркетинговый ход. В течение года вы кладете по 100$ в месяц на счет, а потратить в первый год членства можете только 60%. То есть, то что положили, включая годовой членский взнос и стоимость своего пакета, то и можете потратить. Без удвоений.
Тогда в чем же привлекательность членства в In Cruisesclub? Конечно, возможностью заработать.
Именно за этим туда люди и идут. Но за чей счет весь аттракцион невиданной щедрости компании? За счет денег этих самых членов! Для лучшего понимания того, как работает классическая многолинейная финансовая пирамида Понци, посчитаем.
Система Понци — это инвеcтиционная схема, обещающая инвесторам высокую доходность при минимальных рисках. Жизнеспособна до тех пор, пока не сокращается приток инвесторов. Прибыль получают только ранние инвесторы. Примечательно, что данная схема может начинаться как вполне законный бизнес, пока не сможет обеспечивать обещанной доходности, требующей постоянного роста финансовых объемов.
Итак, вы платите 100, 195 или 295 долларов компании. За это вы пока не получаете никакого продукта, а только факт принятия вас в члены клуба в одном из трех статусов, зависящих от стоимости оплаченного пакета: Круизер, Партнер, Вип-Партнер.
Для примера возьмем самый продаваемый пакет за 295$. Основная часть бонусов, в том числе и освобождение от ежемесячных взносов в размере 100$, начинается после того, как вы привлечёте пять человек, которые оплатят любой из пакетов. Считаем, как работает эта система с нуля:
Первый уровень или линия:
5чел. × 295$ =1 475$
Компания никому еще ничего не продала фактически, кроме доступа в личный кабинет и зачисления на ваш счет 200 круизных долларов. Зато получила «живых» — 1 475$.
Вторая линия предусматривает, что каждый из пяти, привлеченных вами, тоже пригласит пять новых членов:
5чел. × 5чел. × 295$ = 7 375$
Общий доход с нулевого старта: 7375$+1475$= 8 850$.
На этом этапе компания уже обязуется начать выплачивать бонусы по принципу за первого человека — 50$, за второго — 60$, за третьего — 70$, за четвертого — 80$, за пятого — 90$.
250$+300$+350$+400$+450$=1750$ — расход на бонусы для пяти человек.
Прибыль составляет: 8850$-1750$= 7100$.
Третья линия предполагает привлечение еще как минимум по пять новых членов каждым действующим:
25чел. × 5чел. × 295$=36 875$
Расход на бонусы всем 25 постаравшимся — 8 750$
Прибыль составляет: 7100$+36 875$-8750$=35 225$.
Таким образом, 125 человек, ничего не получивших пока кроме членства, уже принесли совместного чистого дохода 32 225$.
Ни на чем другом, кроме как на взносах, компания не зарабатывает
Это, конечно, грубый подсчет исключительно для наглядности действия системы Понци. В реальности суммы зависят от количества новых членов, стоимости их пакетов и продолжительности сотрудничества с компанией либо в качестве круизеров, только ежемесячно зачисляющих на счет фирмы по 100$, либо в качестве активных зарабатывающих партнеров.
Ни на чем другом, кроме как на взносах, компания не зарабатывает. А это значит, что система будет работать до тех пор, пока будут постоянные вливания новых членов. Проблемы с выплатами и крах пирамид наступает в двух случаях: снижается приток новых членов, действующие члены массово начинают выводить свои активы. Но в inCruises вернуть обратно вложенные деньги невозможно. Об этом предупреждают сразу. Остается только первый вариант.
Члены клуба на это отвечают: «Если приток новых людей сократится, то компания останется просто клубом, без заработка. Люди продолжат путешествовать и ничего не потеряют».
Но любой бизнес имеет смысл, пока приносит прибыль. Давайте будем реалистами. Не думаю, что мистеру Хатчисону хочется просто быть президентом клуба «за спасибо».
Гарантом честности и надежности представители компании называют ее президента Майкла Хатчисона, который у себя на родине в Америке является достаточно известным человеком. Но и Бернард Мейдофф, создавший 64-миллиардную пирамиду, тоже был известным и уважаемым бизнесменом с мировым именем.
Я задала несколько вопросов мистеру Хатчисону в Фейсбуке, но он не ответил.
Зато мистер Скотт Даффи, заявленный на сайте как член лидерской команды компании, оказался человеком, открытым к диалогу. Во многих видеопрезентациях партнеры клуба ссылаются на него, как на одного из лидеров компании.
Я спросила, какое отношение мистер Даффи имеет к компании inCruises. И он ответил, что был советником мистера Хатчисона. Это логично, потому что Скотт Даффи — известный в Америке бизнес-коуч, помогающий людям «создавать великие компании». В числе его друзей и клиентов много знаменитостей.
Но консультировать одно, а иметь долю в компании – совсем другое. Поэтому я напрямую написала мистеру Даффи о своих сомнениях по поводу того, что считаю inCruises классической пирамидой и спросила его мнение по этому поводу.
И вот, что мистер Даффи мне ответил:
«Мне нужно взглянуть на то, как я представлен в их материалах. Честно говоря, я не знаю ни о каких финансовых вещах, связанных с компанией или моделью и не получаю зарплату или что-то из этого. Все что я предоставлял им — это консультации о туристической индустрии несколько лет назад. Простите, больше ничем не могу помочь».
А больше ничего и не нужно. Из этого ответа все предельно понятно.
Еще одним доказательством надежности компании ее приверженцы называют членство в американской ассоциации круизных агентств CLIA. Я проверила, это действительно так. In CruisesClub является действующим членом данной ассоциации.
На презентациях говорят, что членство просто так не купить и получить его трудно. Но официальный сайт CLIA предлагает членство на достаточно простых условиях.
«Членство в CLIA Travel Agency — это инвестиция в успех вашего агентства. Членство повышает ваш профессиональный авторитет и репутацию в индустрии отдыха и путешествий и призвано помочь вам ориентироваться в круизной индустрии, сохранить талант, привлечь больше клиентов и увеличить ваши доходы. ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ СЕЙЧАС Найдите, какой уровень членства в агентстве подходит именновам».
Далее следует описание уровней и образовательных программ для членов ассоциации и маркетинговых инструментов. В частности, «бесплатное индивидуальное членство агента: ваше агентство может назначить одного агента для получения преимуществ члена CLIA в качестве индивидуального члена агента стоимостью 115 долларов США».
Одним словом, обычная ассоциация туристического бизнеса со стандартными условиями.
«Зажженные» члены круизного клуба постоянно говорят о гениальности своего основателя. И, надо сказать, что маркетинг тут просчитан действительно гениально. Основная стратегия строится на эмоциях, а прагматическая часть на пятилетнем членстве и жесткой системе достижения бонусов. Плюс фактор «математического ожидания».
Математическое ожидание — этот эффект лучше всего иллюстрируют казино или игральные кости. Например, вы пригласили 5 друзей сыграть в кости на условиях, что каждый делает ставку по 10 рублей на числа от 1 до 5. Тот, чья цифра выиграла, забирает банк. Но если выпадет 6, то деньги забирает организатор. Благодаря 6 объем входящих денег будет всегда больше суммарного выигрыша. В рулетке кроме красных и черных полей есть зеро, которое сдвигает математическое ожидание в сторону казино. То есть, казино в любом случае получает процент от суммарного выигрыша всех участников. Иначе казино бы не были таким прибыльным бизнесом.
В этом материале я всего лишь попыталась честно ответить на элементарные вопросы, которые должен задавать себе любой здравомыслящий человек, которому предлагают сегодня расстаться с деньгами, чтобы потом получить удовольствия и еще большие деньги. Я не претендую на экспертность и оперировала только общедоступной информацией. Время покажет, насколько мои предположения оказались верными. Но в данном случае время — буквально чьи-то деньги. Надеюсь, не ваши.