Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Машинист паровоза выдавал знатного "медведЯ"!

Вот так очень эффектно однажды в марте 2016г. грузовой паровоз серии Л на мазутном отоплении отправлялся с поездом со станции Осташков на Соблаго в современном ретро-рейсе. Целью поездки были обкатка после ремонта паровой машины и параллельно проведение фото и кино -съёмок для хроники. Почти всему в былые времена в паровозном хозяйстве были придуманы свои прозвища. Причем это даже был не просто жаргон, а это именно фольклор. Фольклор ремесла, своего самобытного железнодорожного дела. Как например раньше часто говорили: Идёт поезд по железной дороге, тащит его паровоз, и валит из него невероятно чёрный дым: «Медведя пустил! Цыганка развёл! Ведьму задал!» А.Б. Вульфов цитата из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог" "Пустить медведЯ" (ударение на последний слог) означало выпустить из недр паровой машины огромный густой сноп чёрного дыма. На паровозах работавших на нефтяном или мазутном отоплении сделать это было гораздо проще чем на локомотивах с угольным отоплением. Выкр

Вот так очень эффектно однажды в марте 2016г. грузовой паровоз серии Л на мазутном отоплении отправлялся с поездом со станции Осташков на Соблаго в современном ретро-рейсе. Целью поездки были обкатка после ремонта паровой машины и параллельно проведение фото и кино -съёмок для хроники.

Солидный вылетел медведь!
Солидный вылетел медведь!

Почти всему в былые времена в паровозном хозяйстве были придуманы свои прозвища. Причем это даже был не просто жаргон, а это именно фольклор. Фольклор ремесла, своего самобытного железнодорожного дела. Как например раньше часто говорили:

Идёт поезд по железной дороге, тащит его паровоз, и валит из него невероятно чёрный дым: «Медведя пустил! Цыганка развёл! Ведьму задал!»
А.Б. Вульфов цитата из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог"

Паровоз серии Л на угольном отоплении эффектно выпуская "медведя" в клубах пара отправляется со станции Осташков на Бологое, март 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Л на угольном отоплении эффектно выпуская "медведя" в клубах пара отправляется со станции Осташков на Бологое, март 2018г. Фото: Алексей Алексеев

"Пустить медведЯ" (ударение на последний слог) означало выпустить из недр паровой машины огромный густой сноп чёрного дыма. На паровозах работавших на нефтяном или мазутном отоплении сделать это было гораздо проще чем на локомотивах с угольным отоплением. Выкрутил форсунки, подающие топливо в котёл, - и на тебе вот знатный медведь получился.

"Ведьму задал!" Паровоз серии Л  с грузовым поездом на Бологое-Полоцкой линии
"Ведьму задал!" Паровоз серии Л с грузовым поездом на Бологое-Полоцкой линии

Комментарий от подписчицы
Комментарий от подписчицы

"Помощник, поменьше в шуровку бросай, чтоб не было нам пережога!"

Помощник подбрасывает уголь в шуровку на паровозе серии Э. Фото: Вадим Гуков
Помощник подбрасывает уголь в шуровку на паровозе серии Э. Фото: Вадим Гуков

По сути ничего в этом страшного нет, кроме как пережёг топлива, которое вылетает в трубу, так и не успев полностью сгореть. А для чего собственно так делали машинисты? Да просто так, для куража как говориться или для эффектного стоп кадра во время проведения киносъёмок.

Грузовой поезд под паровозом серии Л на фотостопе на станции Соблаго во время проведения киносъёмок, осень 2005г. Фото из архива ВОЛЖД
Грузовой поезд под паровозом серии Л на фотостопе на станции Соблаго во время проведения киносъёмок, осень 2005г. Фото из архива ВОЛЖД

Зачастую на киносъёмках фильмов про паровозы даже специально усиливают этот эффект, чтобы получить хорошего "медведя", забрасывая для этого в шуровку автомобильные покрышки. Думаю все видели как горит резина и какой насыщенный густой чёрный дым валит в этом случае.

Тот самый "Фишман", снявшийся в кинокартине Алексея Учителя "Край", паровоз СО18-2018 отправляется со станции Осташков, октябрь 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Тот самый "Фишман", снявшийся в кинокартине Алексея Учителя "Край", паровоз СО18-2018 отправляется со станции Осташков, октябрь 2014г. Фото: Алексей Алексеев

Но не только паровозы, но и тепловозы тоже могут давать жару, выпуская из глубин недр своих дизелей тоже неплохого медведя. Особенно ТЭП70 и грузовые тепловозы серии 2ТЭ10. Последних на нашей ветки нет, а вот семидесятки, здесь на Бологое-Полоцкой ж.д., выполняют всю пассажирскую работу в пригородном и дальнем сообщении.

Зарождение медведя на тепловозе ТЭП70. Фото: Алексей Алексеев
Зарождение медведя на тепловозе ТЭП70. Фото: Алексей Алексеев

Для этого нужно достаточно бойко при отправлении со станции или остановочного пункта навернуть побольше позиций на контроллере машиниста.

Медведь вырывается наружу
Медведь вырывается наружу

И тогда, поезд рванёт с места под нарастающий гул турбокомпрессора тепловоза с таким эффектным дымом. Пока турбокомпрессор не наберёт нужное количество оборотов, чтобы обеспечить достаточным количеством нагнетаемого в цилиндры дизеля воздуха, из глушителя будет валить чёрный дым.

Пригородный поезд №6693 отправляется со станции Пено далее на Великие Луки. Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев
Пригородный поезд №6693 отправляется со станции Пено далее на Великие Луки. Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев

А как иначе, если поезд например по каким-либо причинам где-то задержался в пути следования и теперь требуется нагнать график? Превышать установленные допустимые скорости движения нельзя ни в коем случае. Остаётся только сокращать время разгона при отправлении с промежуточных пунктов и следовать что называется "на пределе" с максимально допустимой скоростью, пока поезд вновь не будет введён в график.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК