В предыдущей статье, посвященной теме аутизма, специалист в вопросах работы с особыми детьми - клинический психолог, поделился информацией с теми родителями, которые не погружены в тему аутизма, но, возможно заметили что-то настораживающее в поведении ребенка и хотят в этом разобраться, но не знают к кому обратиться.
Данный блок ответов на вопросы призван помочь тем родителям, которые столкнулись с проблемой, диагнозом "Аутизм" у своих детей и хотят разобраться в этом вопросе подробнее. Первой реакцией на диагноз, как правило, становится вопрос: почему мы? В чем причина? Кто виноват? А когда первые эмоции схлынут, родители начинают искать информацию о том куда бежать и что делать. Надеемся, что наша информация придет на помощь.
Вопрос 4: Какие существуют стадии и формы аутизма? Существуют ли варианты лечения?
Ответ:
В современном мире уходят от понятия аутизм, а приходят к понятию расстройство аутического спектра. В Американской классификации болезней пятого пересмотра нет понятия аутизм, есть понятие РАС. Данное расстройство делится на три группы, в зависимости от количества необходимой помощи:
- легкая степень;
- средняя степень;
- глубокая степень, то есть необходимость постоянной помощи.
У нас понятие аутизм существует. Выделяется:
- детский аутизм;
- атипичный аутизм, совмещенный с умственной отсталостью;
- атипичный аутизм, который может перейти в шизофрению;
- Синдром Аспергера – высоко функциональный аутизм. Он говорит о наличие аутических черт, при сохранном интеллекте.
Варианты лечения:
Существуют медикаменты, которые разрешены во всем мире – это психотропные препараты. В некоторых ситуациях они нужны, в некоторых не нужны, это решает врач. Медикаментозное лечение при аутизме имеет не основной, а вспомогательный характер, это очень важно понимать. Основной формой помощи детям с аутизмом, является психолого-педагогическая комплексная помощь. Это программы ранней помощи, такие как АВА - терапия, флортайм и т.д. Главное понимать, что аутизм - это не изолированное нарушение, как, например, когда ребенок не выговаривает букву «Р», он позанимался с логопедом и начал ее выговаривать. Аутизм - это сложное нарушение и для того, чтобы его скомпенсировать необходима работа команды специалистов, чтобы реабилитация была направлена на несколько сфер, в частности на:
- коррекцию дисфункции сенсорной интеграции;
- развитие эмоционального контакта;
- развитие восприятия, познавательной активности и речи.
Вопрос 5: Есть ли различия в проявлениях аутизма у мальчиков и у девочек?
Ответ:
В принципе, аутическое расстройство имеет одинаковые симптомы как у мальчиков, так и у девочек. Различие лишь в том, что у девочек он встречается в 8 раз реже, чем у мальчиков.
Вопрос 6: Можно ли аутизмом заразиться?
Ответ:
Нет, аутизм — это расстройство развития, им нельзя заразится, как гриппом или простудой. Мы все, так или иначе, влияем друг на друга, особенно хорошо это проявляется у детей. Дети имеют свойство подражать друг другу. Если здорового ребенка поместить в среду, где будут дети с аутизмом, то какие-то черты их поведения он возьмет или будет считать, что такое поведение — это норма. При этом, аутистом, он не станет, конечно.
Для помощи в социализации детей с проблемами, в том числе с РАС существует инклюзия, которая предполагает, что в группу детей, развивающихся типично, не имеющих никаких отклонений, помещают одного или двух особенных детей. В таком случае идет процесс социализации ребенка с аутическим расстройством, то есть не ему подражают, а он подражает здоровым детям, потому что их больше.
Вопрос 7: Особенности воспитания ребенка с аутизмом?
Ответ:
Вся проблема в том, что все стандартные приемы воспитания с такими детьми не работают. Та программа, которая есть у любого родителя, которую он впитал с детских лет, дает сбой. Ребенок аутист особый и требует особого подхода: гораздо больше сил, времени и внимания родителя. Необходимо подстраиваться под него. Самое главное – научиться находить с ребенком эмоциональный контакт.
Вопрос 7: Как помочь ребенку социализироваться?
Ответ:
Аутизм, в понятии своем, имеет часть «out», то есть «во вне». Ребенок находится вне социальных контактов. По сути дела, любая терапия, которая предназначена для помощи детям с аутическим расстройством, направлена на его социализацию, на то, чтобы он мог в той или иной степени, доступной ему, все-таки жить в обществе людей, чтобы он мог быть более-менее самостоятельным. На это направлено большинство усилий.
Вопрос 8: Опасны ли дети с аутизмом? Если да, то чем?
Ответ:
В целом дети с аутизмом абсолютно безобидны, потому что они, как правило, не обращают своего внимания на других детей, занимаются обособленно чем-то своим и другие дети им не интересны. Ребенку с аутизмом может понравиться какая-то игрушка, он может попытаться ее отнять, но не более того. У детей постарше бывают некоторые симптомы, связанные с агрессией, но это агрессия связана, чаще всего, с тем, что ребенка неправильно воспитывали, применяли к нему какие-то насильственные методы и он привык «огрызаться». Дети с аутизмом, зачастую ведут себя как дети возрастом младше, но угрозы никакой не представляют, просто не включаются в то, что делают остальные дети.
Вопрос 9: Как родителям организовать совместную работу с педагогами, медицинскими работниками, чтобы была оптимальная работа команды?
Ответ:
Да, в некоторых учреждениях родителей отстраняют. Но, в основном, если мы ведем речь о раннем и дошкольном возрасте, наиболее качественную помощь родитель и ребенок могут получить частным образом. То есть в каких-то частных центрах, негосударственных. Поскольку родитель оплачивает работу педагогов, то он имеет право голоса. Для того, чтобы родителю организовать командную работу, ему нужно разбираться в том, что такое аутизм, а не искать волшебные таблетки, волшебного метода. Понимать, что это сложное нарушение, требующее комплексного подхода. То есть родитель должен быть «в теме».
Вопрос 10: Как дети аутисты ощущают себя в этом мире?
Ответ:
В целом, те аутисты, которые выросли и реабилитировались, научились писать и написали свои книги, говорят о том, что они часто хотели контакта, общения с другими людьми, но их сенсорные нарушения не давали им этого сделать. Получается, что ребенок аутист заперт в собственном теле. Он хочет чего-то, но не может этого реализовать, потому что тело его не всегда слушается. Чем сильнее дисфункция сенсорной интеграции, тем сложнее ребенку вступить в какие-либо контакты, отношения. На каком-то этапе, ближе к подростковому возрасту они понимают, что отличаются от других и видят это мир по-другому. Такое необычное чувство, нам, не аутистам, не доступное.