Найти тему
образование и жизнь

Про развитие

Психологи могут найти объяснение всему - и природе сновидений, и тайне цивилизации инков, и исчезновению динозавров.

Вот и сегодняшней моде на загрузку детей дополнительным образованием по надбровные дуги объяснение тоже нашлось. Оно нашлось в теории поколений.

Вкратце суть. Каждое поколение старается дать своим детям то, что сами от родителей недополучили.

Родители нынешних школьников подрастали в 90-е. В те самые, когда дополнительное образование скромно отошло в сторонку под напором кашпировского, спирта рояль и ласкового мая. Все написано строчными буквами, так как стало нарицательным. А вот доп.образование в те времена можно было писать с прописной, так как было недостижимо как Луна. Или так же нереально как Зевс. Или так же недоступно как Олимпийские игры. Или также далеко как Гималаи.

Дети развивали мелкую моторику, собирая игрушки из киндер-сюрпризов; получали основы профессии, обшивая куклу Барби и разбираясь, что можно сделать со свинцом, что карбидом, а что с магнием; развивали модный нынче "эмоциональный интеллект", ухаживая за тамагочи; развивались физически, прыгая в резинку и гоняя мяч на пустыре; получали основы "финансовой" грамотности, обменивая фантики от жвачек. И был еще киберспорт - тетрис и волк с яйцами. И море, океаны социализации, которой сейчас размахивают как флагом, заманивая в школу детей, родители которых решили строить образовательную траекторию своих детей не по заформализованным правилам, запорошенным многовековой пылью.

Дети 90-х выросли, нарожали детей. И эти дети уже не знают, что такое тамагочи. И покраснеют, если им предложить попрыгать в резинку или собрать яйца.

У них даже нет времени на посмотреть, что такое тамагочи. И нет привычки выбирать, чем заниматься. Им никогда и не предлагали. У них нет времени обсуждать с родителями выбор кружка, впрочем, нет времени вообще что-либо обсуждать. И не только у них, но и у родителей тоже.

Теперь у родителя основная функция - доставка. Куда, когда и при возможности с экономией времени, сил и средств (задача коммивояжера) доставить чадо на кружок для РАЗВИТИЯ. Развивая у него хроническую усталость, отупение, равнодушие к занятиям, привыкание к отсутствию выбора, времени, сил.

Приведу три примера, которые, я думаю, уже никого не удивят.

Папа привел девочку-второклассницу заниматься программированием на Java. Это было не случайно, вполне осознанно, папа Джаву знал. Милая девочка с тоненькими косичками сидела рядом и ковыряла в носу.

Мама позвонила (некогда прийти) и пыталась записать ребенка "ну хоть на какой-нибудь курс". "Свободного" времени у ребенка было полчаса в среду между школой и бассейном и час в воскресенье после хоккея перед сном.

Позвонил папа, записывая двухлетнего (!) ребенка на робототехнику.

Хочется посмотреть на будущих детей этого подрастающего поколения.