Тема выбора ребенком пути - горячая. Самые часто читаемые и горячо обсуждаемые посты в моем блоге освещают именно близкие темы:
про необходимость высшего образования "Алиса, ты дура!"
про "нужность" обучения в 10-11 классах - "8 причин забрать ребенка из школы после 9 класса"
про знакомство с профессиями - "Есть ли место УПК в образовании?"
про то, как пытаются "профориентировать" детей - "Про фориентацию"
Горячо спорят и с разной степенью аргументированности отстаивают свою точку зрения именно взрослые.
Чаще всего доказательства правоты:
"Вот я выучился, стал... и НИЧЕГО!",
"Нам нормально было сто лет назад, и им, сегодняшним, пойдет!"
"Пусть учится, образование лишним не будет!".
Дискуссию закончила фраза "Уж я-то знаю!". Спорить стало не о чем.
Мы их, сегодняшних, меряем мерками прошлого тысячелетия. Советскими линейками, перестроечными транспортирами и постсоветскими штангенциркулями.
Они другие. Они родились со смартфоном в руках. У них вся информация мира в кармане. А мы учились с таблицами Брадиса.
Да, они дети. Но они - люди.
Выбор должен быть ИХ выбором.
Неудачный ваш выбор будет всегда неудачным и ВАШИМ. Вы будете виноваты всегда.
Их неудачный выбор будет их опытом.
И в том и в другом варианте ребенок не доучится, но в первом случае он вынесет только обиду на вас, во втором - опыт.
Что же делать, особенно когда ребенок не знает, чего он сам хочет? Разговаривать, пробовать.
О чем разговаривать? Да о профессиях. Дети видят только внешнюю сторону. Мыслят шаблонно. Рассказать, чем привлекательна профессия, и что в ней отрицательного.
Большая зарплата? Но и большой риск!
Слава и популярность? Но и большие нагрузки и сломаный ритм жизни.
Стабильный доход? Но рутина и возможная скука.
Легко и интересно? Но большая конкуренция на рынке труда.
Возможность работать дома? Но отсутствие соцпакета.
Когда вы давите на ребенка в выборе будущего, вы освещаете только лицеприятную сторону профессии. Вторые половины фраз, после "но" для ребенка будут неожиданностью. Не давите, раскройте ему глаза, пусть он выберет сам.
Что пробовать? Заниматься в кружках, ходить на мастер-классы, на профильные мероприятия и выставки.
Не замыкаться на собственном опыте и опыте друзей и коллег. Это другое поколение, другие профессии.
Много ли среди родителей выпускников влогеров? Киберспортсменов?
В конце концов, вы сами работаете по специальности?
Процитирую результаты исследования НИУ ВШЭ:
"Каждый четвертый выпускник вуза выполняет работу, не требующую высшего образования. Почти 30% занятых с высшим образованием отрицают наличие связи между работой и полученной профессией."
В этом исследовании много чего интересного. Но об этом - в следующий раз. С картинками.
И да, исключите фразу "Иди на врача/юриста/клоуна (подчеркни нужное), эта профессия всегда будет нужна." Это не работает.