Проектирование северного широтного хода из Салехарда до Надыма идет полным ходом. Трасса пройдет по малонаселенным местам, через которые железную дорогу строили еще при Сталине, но после его смерти забросили.
Этот пост про остатки инфраструктуры тех тяжелых 501 и 503 стройках ГУЛАГа.
После смерти вождя, почти достроенную железную дорогу забросили. Люди, быстро покинув болотистую и труднодоступную местность, оставили все как было. Мало, что было вывезено на большую землю. И много новой, практически не эксплуатировавшейся, техники было брошено.
Примечательный факт - данная железная дорога строилась без проекта, так как сжатые сроки отведенные Сталиным под строительство не позволяли произвести полноценное проектирование.
Трансполярная магистраль строилась по упрощенным нормам. Без должного ухода балластная призма и верхнее строение пути быстро начали расползаться.
Так как местность находится в вечной мерзлоте, а процессы гниения замедлены, шпалы использовались без антисептической пропитки.
Мосты в основном были построены из древесины. Исключением были мосты через большие реки. Ферма моста изготавливалась из клепанной стали, а в качестве опор в основном использовалась так же древесина. Именно поэтому многие мосты обрушились после потери прочностных характеристик древесины за несколько десятилетий.
В качестве насыпи и балласта на всем протяжении использовался песок.
Самыми ценными и интересными, с точки рения истории, объектами на заброшенной железной дороге являются паровозы и вагоны.
Целые поезда замерли во времени и охвачены природой. От крытых деревянных двухосных вагонов в основном остались только металлические рамы и колесные пары.
Паровозы сохранились лучше.
Некогда новые машины так и не успели поработать на линии.
На мертвую дорогу дорогу регулярно выбираются железнодорожники-любители и различные энтузиасты.
Некоторые экспонаты были вывезены на большую землю и переданы в музеи.
Вывезен даже один из более менее хорошо сохранившихся паровозов.
Трассировка новой линии Северного широтного хода сделана частично по старым участкам. Так что в скором времени эти глухие места вновь озарит гудок локомотива.