Продуктовый ретейл переживает не лучшие времена: реальные доходы населения сокращаются, а рост федеральных игроков делает конкуренцию на рынке жесткой для региональных сетей и несетевых игроков. На них давят низкие закупочные цены крупнейших игроков, бюджеты на промо и другие факторы.
В 2018 году уровень консолидации рынка крупнейшими игроками составил 30,6%. Средние темпы роста выручки крупнейших ретейлеров снизились до 4% без учета сети «Красное и Белое» и сохранились на уровне 7% с учетом сети «Красное и Белое» (предполагается, что выручка сети по итогам 2018 года увеличится на 35%).
Крупнейшие игроки растут за счёт кризиса на рынке и масштабных капзатрат и инвестиций в открытие новых магазинов. Доля топ-100 сетей также растет, в том числе за счет закрытия и поглощения малых региональных сетей.
Консолидация рынка не беспокоит потребителей. В январе 2019 года аналитики РБК Исследования рынков опросили более 4000 человек на тему обеспокоенности развитием сетей и широким распространением магазинов у дома: оказалось, что 67% респондентов положительно относятся к активному развитию магазинов у дома, еще 17% нейтрально, и только 15% — негативно.
Среди тех, кто относится к развитию сетей положительно, половина респондентов становятся регулярными посетителями магазинов у дома (37% респондентов).
_____________________