Сейчас многим стало очевидно, что российский игропром находится не в лучшем состоянии. Кроме массовых free-to-play игр и нескольких инди-проектов в духе Punch Club или The Last Station российскому геймдеву решительно нечего предложить потребителям.
Atomic Heart ещё не вышла. Просто напоминаю.
В связи с этим сегодня я расскажу вам о российского (и не только) геймдева - о Советском игропроме.
1984
Начнём с самой известной игры Советского Союза - Tetris. Она была создана в 1984 году, в стенах Академии наук СССР. Алексей Пажитнов - создатель самой популярной в мире казуальной игры. За право на издание игры за пределами СССР сражались Atari Games и Nintendo, а разрешение спора сопровождалось несколькими судебными разбирательствами и специальными переговорами на уровне, внимание, правительства Великобритании и СССР!
Сама же игра в результате стала одной из самых популярных компьютерных игр мира. Она была представлена практически на всех игровых платформах и оказала большое влияние на развитие казуальных видеоигр во всём мире.
Не смотря на мировую известность, в дальнейшем Алексей не сделал ничего примечательного. Все игры, над которыми он работал в дальнейшем, выглядели как-то так:
Но об одной из них я всё-таки упомяну: Welltris.
Вышла она пять лет спустя, в 1989, и представляла из себя «трёхмерный тетрис», как бы странно это не звучало. Как и сейчас, в то время все быстро поняли, что это не более чем попытка сыграть на уже известном бренде. Ругали звук (он в игре действительно скуден, даже если сравнивать со своим предшественником), управление, да и саму идею: тетрис в 3D не работает.
Но что действительно сделано качественно, так это рисунки:
«Микроша»
Если уж мы говорим про компьютерные игры, стоит упомянуть и «Микрошу»*. Для него с 1987 года было разработано множество текстовых игр, многие из которых являлись клонами американских игровых автоматов. Snake, Pac-Man, Splix и так далее.
Когда о таком понятии, как «студия» ещё не слышали, в титрах разработчиков или писалось имя, или город. Судя по этому видео, работали с «Микрошкой» по всей стране. Нижний Новгород, Рига, Коломна, Рязань и многие другие. Из интересного можно назвать разве что «Кин-Дза-Дза», которая, судя по всему, является первой игрой по фильму в СССР.
Ну и, пока мы не перешли к игровым автоматам, расскажу ещё о паре примечательных играх:
«Perestroika» - довольно забавная (своим текстом) игра, в которой игроку нужно как можно быстрее переместиться по исчезающим платформам к выходу. В дальнейшем на платформах появляются как бонусы, так и опасные предметы, которые мгновенно убивают/замедляют нашего «демократа».
«Коммерсантъ» - экономическая стратегия. Игрок принимает на себя роль коммерсанта, целью которого является приумножение благосостояния путём коммерческих операций: покупки и продажи, депозита и кредита средств в банке, скупки у сомнительных лиц по заниженной цене, заключении различных сделок и тому подобное. Игра начинается 1 января 2000 года, а в распоряжении игрока имеется автомобиль, дом, небольшое кол-во земли и нефти, а также некоторая сумма денег на счету (в валюте под названием «гробль»).
В целом, даже сейчас играется неплохо: визуальный стиль и музыку при желании можно воспринять за фишку, а ситуации, в которые попадает игрок, нередко забавны.
Игровые Автоматы
Ну и конечно, мой рассказ был бы неполным, если бы я не упомянул советские игровые автоматы. Сегодня я не буду рассказывать про каждый или даже про самые известные, так как на это нужна отдельная статья. Расскажу только об одном: о «Коньке-Горбунке» 1986 года.
EXTREMA Ukraine (которая и ныне занимается игровыми автоматами, правда азартными) в своё время разработала первый телевизионный игровой автомат в СССР с красивым названием «ТИА-МЦ-1». Со временем на этой платформе вышло 11 игр, но я расскажу о самой первой.
Геймплейно это неторопливый платформер, в котором вы ходите слева направо по поручениям короля. Как и любой игровой автомат, этот создан для того, чтобы отнимать у детей монеты в промышленных масштабах. Отсюда повторяющиеся уровни, смерть от одного касания врагов и высокая сложность даже прыжков. Из плюсов - неплохая графика и рисовка. Из минусов: повторяющаяся музыка быстро надоедает, а темп игры медленный, если не сказать затянутый.
И уж под самый занавес упомяну ещё об одном виде развлечений в СССР. В этой статье с Пикабу вы можете прочитать, как в журнале «Техника - молодёжи» существовала специальная рубрика «Клуб Электронных Игр», в которой каждый месяц печатались новые игры для ... калькулятора. Были же энтузиасты!
На этом всё. Как-нибудь ещё про советские игровые автоматы напишу. Надеюсь, было интересно, до встречи.
*«Микро́ша» — 8-разрядный микрокомпьютер, клон «Радио-86РК», частично совместимый с оригиналом. Серийно выпускался с 1987 года на Лианозовском электромеханическом заводе. Один из первых советских персональных компьютеров бытового назначения.