Найти тему
Фонд Ройзмана

Фотопроект о коренных народах Крымского полуострова

Поселок Ленино (до 1957 года назывался Семь Колодезей), Ленинский район, Крым
Поселок Ленино (до 1957 года назывался Семь Колодезей), Ленинский район, Крым

Крым — полуостров в северной части Черного Моря, омываемый Азовским морем с северо-востока. С севера полуостров связан с большой землей узким Перекопским перешейком, по которому проложены шоссейная и железная дороги, и несколькими дамбами, четырьмя мостами, включая недавно достроенный Керченский.

Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова «кырым» — вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века — Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его присоединения к России в 1783 году — Тавридой. После 1918 года полуостров получил привычное нам название.

В конце XV века приморские города и горная часть Крыма вошли в состав Османской империи, но уже с конца XVII века Русское государство начало борьбу за полуостров, стремясь обеспечить безопасность южных областей и добиться выхода к Черному морю. Русско-турецкая война 1768-1774 годов положила конец турецкому господству на полуострове. Во время Гражданской войны в России (1917—1922) Крымский полуостров стал последним форпостом Белого движения в европейской России. В советское время Крым был частью РСФСР, а в 1954 году по решению советского руководства перешёл к Украинской ССР и остался в числе территорий независимой Украины после распада СССР. 21 марта 2014 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В разные исторические эпохи в Крыму жили разные народы и народности — от тавров и киммерийцев, до греков и скифов, от римлян и готов, до армян, печенегов и даже итальянцев. Коренными же считаются всего три народности: крымские караимы, крымчаки и крымские татары, которые сегодня объединяются в этнические сообщества, чтобы сохранить свою идентичность и связь с крымской землёй. Для многих представителей коренных народов Крым в первую очередь не государственная единица, а место, хранящее родовую память многих веков. Несмотря на то, что более полутора тысяч лет разные государства присваивали Крымский полуостров, пытались истребить, депортировать коренные народы, искоренить их культуру, эта память остаётся сильной и притягивает ставшие малочисленными этносы к родной земле.

Город Бахчисарай. В этой местности есть важное для крымских караимов место — крепость Джуфт-Кале. Её чаще называют «Чуфут-Кале», но это неверно этимологически и оскорбительно для караимов: «Чуфут-Кале» переводится как «жидовская крепость», хотя на самом деле это «двойная крепость» — то есть Джуфт-Кале. Это родовая святыня, где находится самая древняя кенасса (молитвенный дом караимов) в мире, куда раз в год приезжали караимы, чтобы помолиться. Долгое время она была единственной на полуострове, пока коренному народу не вернули кенасса в Симферополе. /Фото: Аня Марченкова
Город Бахчисарай. В этой местности есть важное для крымских караимов место — крепость Джуфт-Кале. Её чаще называют «Чуфут-Кале», но это неверно этимологически и оскорбительно для караимов: «Чуфут-Кале» переводится как «жидовская крепость», хотя на самом деле это «двойная крепость» — то есть Джуфт-Кале. Это родовая святыня, где находится самая древняя кенасса (молитвенный дом караимов) в мире, куда раз в год приезжали караимы, чтобы помолиться. Долгое время она была единственной на полуострове, пока коренному народу не вернули кенасса в Симферополе. /Фото: Аня Марченкова
Квартира Владимира Юрьевича Ормели, Симферополь. Владимир Юрьевич — один из немногочисленных крымских караимов, которые сегодня живут на полуострове, фотограф. Много лет он был председателем Общества караимов, сейчас пишет статьи о своём народе.  Дом, в котором находится эта квартира, и ещё два похожих, до революции принадлежали семье Владимира Юрьевича. Потом их переселили в полуподвальное помещение, отобрав эти дома. Второго мая 1944 года через две недели после освобождения Симферополя бабушка и дедушка Владимира Юрьевича получили за помощь партизанам ордер на квартиру, где сейчас живёт их внук. Конечно, то, что эта квартира и так по праву принадлежала семье Ормели, никто не знал. Владимир Юрьевич помнит как бабушка показывала, где был колодец, где яблоневый сад, и где жила прислуга. /Фото: Аня Марченкова
Квартира Владимира Юрьевича Ормели, Симферополь. Владимир Юрьевич — один из немногочисленных крымских караимов, которые сегодня живут на полуострове, фотограф. Много лет он был председателем Общества караимов, сейчас пишет статьи о своём народе. Дом, в котором находится эта квартира, и ещё два похожих, до революции принадлежали семье Владимира Юрьевича. Потом их переселили в полуподвальное помещение, отобрав эти дома. Второго мая 1944 года через две недели после освобождения Симферополя бабушка и дедушка Владимира Юрьевича получили за помощь партизанам ордер на квартиру, где сейчас живёт их внук. Конечно, то, что эта квартира и так по праву принадлежала семье Ормели, никто не знал. Владимир Юрьевич помнит как бабушка показывала, где был колодец, где яблоневый сад, и где жила прислуга. /Фото: Аня Марченкова
Владимир Юрьевич Ормели. Дедушка Владимира Юрьевича Шапша Серай был дипломатом и, как утверждает внук, разведчиком Российской Империи. Серай был товарищем Мустафы Кемаля Ататюрка — первого президента Турецкой республики и одного из самых значительных реформаторов ХХ века. В 30-е годы, когда Ататюрк проводил реформу турецкого языка (заменял иноязычные слова коренными тюркскими), Шапша Серай был в эмиграции в Турции и участвовал в этой работе. Благодаря нему в словарь вошло более 300 слов. Он вёл активно не только светскую, но и религиозную жизнь:  в начале 20 века его избрали гаханом — духовным и светским главой крымских караимов. Короновали его в Джуфт-Кале. /Фото: Аня Марченкова
Владимир Юрьевич Ормели. Дедушка Владимира Юрьевича Шапша Серай был дипломатом и, как утверждает внук, разведчиком Российской Империи. Серай был товарищем Мустафы Кемаля Ататюрка — первого президента Турецкой республики и одного из самых значительных реформаторов ХХ века. В 30-е годы, когда Ататюрк проводил реформу турецкого языка (заменял иноязычные слова коренными тюркскими), Шапша Серай был в эмиграции в Турции и участвовал в этой работе. Благодаря нему в словарь вошло более 300 слов. Он вёл активно не только светскую, но и религиозную жизнь: в начале 20 века его избрали гаханом — духовным и светским главой крымских караимов. Короновали его в Джуфт-Кале. /Фото: Аня Марченкова
Это кенасса, которую крымские караимы построили на свои деньги в конце XIX века. Позже при советской власти она не действовала, и крымские караимы смогли вернуть её себе только в 2014 году. Сейчас община занимается восстановлением здания: при советской власти одноэтажную кенассу превратили в трёхэтажное помещение, которое использовалось как радиорубка, конюшня и другие не связанные с караимизмом пространства. /Караимская кенасса, Симферополь. Фото: Аня Марченкова
Это кенасса, которую крымские караимы построили на свои деньги в конце XIX века. Позже при советской власти она не действовала, и крымские караимы смогли вернуть её себе только в 2014 году. Сейчас община занимается восстановлением здания: при советской власти одноэтажную кенассу превратили в трёхэтажное помещение, которое использовалось как радиорубка, конюшня и другие не связанные с караимизмом пространства. /Караимская кенасса, Симферополь. Фото: Аня Марченкова
Древние традиции крымских караимов восходят ещё к языческим временам. Одна из них сохраняется до сих пор: есть священная дубовая роща на кладбище Балта-Тиймез. В переводе с караимского это название означает «Топор не коснётся» — дубы рубить нельзя. Дубы — это священные для каждого крымского караима деревья. Это связь с предками, с землёй. У каждого крымско-караимского рода был свой дуб на кладбище. Сейчас их меньше, потому что в роще начали расти другие деревья, которые забирают влагу и солнце. Поэтому каждый год в родовой святыне Джуфт-Кале работает лагерь для крымских караимов, которые приезжают, чтобы помолиться у святыни и навести порядок на Балта-Тиймез. /Симферополь. Фото: Аня Марченкова
Древние традиции крымских караимов восходят ещё к языческим временам. Одна из них сохраняется до сих пор: есть священная дубовая роща на кладбище Балта-Тиймез. В переводе с караимского это название означает «Топор не коснётся» — дубы рубить нельзя. Дубы — это священные для каждого крымского караима деревья. Это связь с предками, с землёй. У каждого крымско-караимского рода был свой дуб на кладбище. Сейчас их меньше, потому что в роще начали расти другие деревья, которые забирают влагу и солнце. Поэтому каждый год в родовой святыне Джуфт-Кале работает лагерь для крымских караимов, которые приезжают, чтобы помолиться у святыни и навести порядок на Балта-Тиймез. /Симферополь. Фото: Аня Марченкова
Крымские караимы исповедуют караимизм. Его догмы строятся на основе Ветхого Завета без дополнительных учений (то есть христианство основывается на Ветхом и Новом Заветах, ислам — на Ветхом Завете и Коране, иудаизм — на Ветхом завете и Талмуде, а у верующих крымских караимов есть только Ветхий Завет). Поэтому крымские караимы, которые исповедуют караимизм, называются караимами, но при этом они могут придерживаться других религий. И наоборот: есть представители других народов, исповедующие караимизм, но этнически крымскими караимами они не считаются (такие религиозные общины есть в Египте, Палестине, Иране и других странах). /Крымский караим, Евпатория. Фото: Аня Марченкова
Крымские караимы исповедуют караимизм. Его догмы строятся на основе Ветхого Завета без дополнительных учений (то есть христианство основывается на Ветхом и Новом Заветах, ислам — на Ветхом Завете и Коране, иудаизм — на Ветхом завете и Талмуде, а у верующих крымских караимов есть только Ветхий Завет). Поэтому крымские караимы, которые исповедуют караимизм, называются караимами, но при этом они могут придерживаться других религий. И наоборот: есть представители других народов, исповедующие караимизм, но этнически крымскими караимами они не считаются (такие религиозные общины есть в Египте, Палестине, Иране и других странах). /Крымский караим, Евпатория. Фото: Аня Марченкова
Караимы как этнос сформировались из племён, которые жили на Крымском полуострове ещё в начале новой эры, а также при смешении кровей с пришедшими сюда тюрками. /Старый город, Евпатория. Фото: Аня Марченкова
Караимы как этнос сформировались из племён, которые жили на Крымском полуострове ещё в начале новой эры, а также при смешении кровей с пришедшими сюда тюрками. /Старый город, Евпатория. Фото: Аня Марченкова
Симферополь. /Фото: Аня Марченкова
Симферополь. /Фото: Аня Марченкова
Этнических караимов в мире осталось около двух тысяч, 535 из них, согласно официальным данным переписи 2014 года, живут в Крыму. Местное сообщество не согласно с этим показателем, так как есть мнение, что многих записали некорректно: крымских караимов часто причисляют к крымским татарам, хотя это две разные национальности. В 2005 году Владимир Юрьевич смог провести большую встречу крымских караимов из 14 стран мира, включая страны Европы, Северной и Южной Америки, Японии и др. Каждый год в национальном лагере в Джуфт-Кале встречаются крымские караимы из разных частей мира и обнаруживают родственные связи. /Степная часть Крымского полуострова. Фото: Аня Марченкова
Этнических караимов в мире осталось около двух тысяч, 535 из них, согласно официальным данным переписи 2014 года, живут в Крыму. Местное сообщество не согласно с этим показателем, так как есть мнение, что многих записали некорректно: крымских караимов часто причисляют к крымским татарам, хотя это две разные национальности. В 2005 году Владимир Юрьевич смог провести большую встречу крымских караимов из 14 стран мира, включая страны Европы, Северной и Южной Америки, Японии и др. Каждый год в национальном лагере в Джуфт-Кале встречаются крымские караимы из разных частей мира и обнаруживают родственные связи. /Степная часть Крымского полуострова. Фото: Аня Марченкова
Крымские караимы тесно связаны с родной землёй и не подвергались целенаправленным гонениям, как крымские татары, или истреблению, как крымчаки. Последних в годы Второй Мировой войны пришедшие в Крым немцы уничтожали за исповедание иудаизма и семитское происхождение. /Автовокзал, город Керчь/Музыкальная школа, город Симферополь. Фото: Аня Марченкова
Крымские караимы тесно связаны с родной землёй и не подвергались целенаправленным гонениям, как крымские татары, или истреблению, как крымчаки. Последних в годы Второй Мировой войны пришедшие в Крым немцы уничтожали за исповедание иудаизма и семитское происхождение. /Автовокзал, город Керчь/Музыкальная школа, город Симферополь. Фото: Аня Марченкова
Крымчаки — иудеи по вероисповеданию, а по быту и языку они — тюрки. Тюркский язык крымчаки получили в Х веке, когда половцы-печенеги пришли в Крым. Тогда и начался переход на тюркский. До этого иудеи в Крыму говорили на греческом языке. Позже сформировался крымчатский язык, но сейчас он почти утрачен: согласно переписям, в Крыму живёт 228 крымчаков, а по всему миру их около полутора тысяч. /Виноградарь Иван, село Ленино, Ленинский район, Крым.
Крымчаки — иудеи по вероисповеданию, а по быту и языку они — тюрки. Тюркский язык крымчаки получили в Х веке, когда половцы-печенеги пришли в Крым. Тогда и начался переход на тюркский. До этого иудеи в Крыму говорили на греческом языке. Позже сформировался крымчатский язык, но сейчас он почти утрачен: согласно переписям, в Крыму живёт 228 крымчаков, а по всему миру их около полутора тысяч. /Виноградарь Иван, село Ленино, Ленинский район, Крым.
История крымчаков в Крыму началась ещё в Средневековье. Когда в I веке н.э. в Иерусалиме был разрушен II Храм (сейчас на его месте в Израиле находится Стена плача или Восточная стена), начались гонения евреев. Они бежали со Святой земли и стали распространяться по всему миру и в том числе в Крыму, который тогда принадлежал Римской империи. /Село Мысовое, Ленинский район, Крым. /Фото: Аня Марченкова
История крымчаков в Крыму началась ещё в Средневековье. Когда в I веке н.э. в Иерусалиме был разрушен II Храм (сейчас на его месте в Израиле находится Стена плача или Восточная стена), начались гонения евреев. Они бежали со Святой земли и стали распространяться по всему миру и в том числе в Крыму, который тогда принадлежал Римской империи. /Село Мысовое, Ленинский район, Крым. /Фото: Аня Марченкова
В Крыму тогда было рабовладение. Пришедшие на эту землю евреи, следуя традиции выкупать невольников после 6 лет рабства, начали распространять эту практику. Они старались выкупать единоверцев, но в их число попадали и те, кто был готов принять иудаизм. Таким образом количество иудеев на крымской земле росло: выкупленные рабы принимали единую веру, а смешение между этносами стало началом появления крымчаков. /Село Ленино. /Фото: Аня Марченкова
В Крыму тогда было рабовладение. Пришедшие на эту землю евреи, следуя традиции выкупать невольников после 6 лет рабства, начали распространять эту практику. Они старались выкупать единоверцев, но в их число попадали и те, кто был готов принять иудаизм. Таким образом количество иудеев на крымской земле росло: выкупленные рабы принимали единую веру, а смешение между этносами стало началом появления крымчаков. /Село Ленино. /Фото: Аня Марченкова
Сумина Наталия Александровна, крымчачка (с портретом бабушки). В семье деда Наталии Александровны Абрама Пиастро было 6 братьев. Все они воевали на фронтах Первой и Второй мировых войн. Наталия Александровна родилась, выросла на крымской земле и до сих пор живёт здесь. /Фото: Аня Марченкова
Сумина Наталия Александровна, крымчачка (с портретом бабушки). В семье деда Наталии Александровны Абрама Пиастро было 6 братьев. Все они воевали на фронтах Первой и Второй мировых войн. Наталия Александровна родилась, выросла на крымской земле и до сих пор живёт здесь. /Фото: Аня Марченкова
В 1941 году фашистская Германия заняла Крым. Тогда были уничтожены от 11 до 17 тысяч евреев, крымчаков и крымских цыган. Крымчаки уничтожались за семитское происхождение и иудейское вероисповедание. До прихода фашистов на крымской земле проживало около 6 тысяч крымчаков, после геноцида осталось меньше тысячи./ Симферополь. /Фото: Аня Марченкова
В 1941 году фашистская Германия заняла Крым. Тогда были уничтожены от 11 до 17 тысяч евреев, крымчаков и крымских цыган. Крымчаки уничтожались за семитское происхождение и иудейское вероисповедание. До прихода фашистов на крымской земле проживало около 6 тысяч крымчаков, после геноцида осталось меньше тысячи./ Симферополь. /Фото: Аня Марченкова
Симферополь/Саки. /Фото: Аня Марченкова
Симферополь/Саки. /Фото: Аня Марченкова
У крымчаков были древние традиции, многие из которых касались свадебного обряда. Крымчатская свадьба длилась 7 дней. Невеста в это время должна была быть с закрытым лицом и во время бракосочетания не должна была ничего видеть. После этого гостей вели в дом жениха или его родителей, где на мужской и женской половинах игралась свадьба. На мужской творилось всё веселье, а на женской невеста и гости оплакивали её девичью судьбу. Оба супруга постились, поэтому есть и пить они не могли, но жениху можно было танцевать. Весь первый день невеста должна была сидеть лицом к стене. / Традиционный костюм крымчачки / Синагога в Евпатории. /Фото: Аня Марченкова
У крымчаков были древние традиции, многие из которых касались свадебного обряда. Крымчатская свадьба длилась 7 дней. Невеста в это время должна была быть с закрытым лицом и во время бракосочетания не должна была ничего видеть. После этого гостей вели в дом жениха или его родителей, где на мужской и женской половинах игралась свадьба. На мужской творилось всё веселье, а на женской невеста и гости оплакивали её девичью судьбу. Оба супруга постились, поэтому есть и пить они не могли, но жениху можно было танцевать. Весь первый день невеста должна была сидеть лицом к стене. / Традиционный костюм крымчачки / Синагога в Евпатории. /Фото: Аня Марченкова
Симферополь. /Фото: Аня Марченкова
Симферополь. /Фото: Аня Марченкова
В советское время крымчаки подвергались гонениям за соблюдение Шабата, что в СССР считалось тунеядством. Синагоги были закрыты, за исповедание иудаизма могли посадить в тюрьму. Сегодня крымчатские традиции почти не соблюдаются и забываются. /Симферополь, градирни. /Фото: Аня Марченкова
В советское время крымчаки подвергались гонениям за соблюдение Шабата, что в СССР считалось тунеядством. Синагоги были закрыты, за исповедание иудаизма могли посадить в тюрьму. Сегодня крымчатские традиции почти не соблюдаются и забываются. /Симферополь, градирни. /Фото: Аня Марченкова
Симферополь. /Фото: Аня Марченкова
Симферополь. /Фото: Аня Марченкова
Крымские татары — самый многочисленный коренной народ Крымского полуострова. В мире их насчитывается от 500 тысяч до 6 млн, а на родной земле их 12,6% от всего населения, согласно переписи 2014 года. /Мечеть в Симферополе. /Фото: Аня Марченкова
Крымские татары — самый многочисленный коренной народ Крымского полуострова. В мире их насчитывается от 500 тысяч до 6 млн, а на родной земле их 12,6% от всего населения, согласно переписи 2014 года. /Мечеть в Симферополе. /Фото: Аня Марченкова
Крымские татары как этнос сформировались на Крымском полуострове в результате смешения разных кровей. В XIII веке Крым был аннексирован Россией у Османской империи в результате войны и Крымское ханство лишилось независимости, а культура и традиции искоренялись: русские разрушали мечети, закрепощали крымских татар. Но этносу удалось сохранить идентичность. /Мечеть в Симферополе. /Фото: Аня Марченкова
Крымские татары как этнос сформировались на Крымском полуострове в результате смешения разных кровей. В XIII веке Крым был аннексирован Россией у Османской империи в результате войны и Крымское ханство лишилось независимости, а культура и традиции искоренялись: русские разрушали мечети, закрепощали крымских татар. Но этносу удалось сохранить идентичность. /Мечеть в Симферополе. /Фото: Аня Марченкова
В 1921 году появилась Крымская АССР с двумя национальными языками: крымскотатарским и русским. Руководили ею в основном представители этноса. Но за уверенным национальным подъёмом пришли сталинские репрессии: в 1944 году почти 200 тысяч крымских татар по приказу Сталина депортировали в Среднюю Азию из-за обвинений в коллаборационизме. Город Саки. /Фото: Аня Марченкова
В 1921 году появилась Крымская АССР с двумя национальными языками: крымскотатарским и русским. Руководили ею в основном представители этноса. Но за уверенным национальным подъёмом пришли сталинские репрессии: в 1944 году почти 200 тысяч крымских татар по приказу Сталина депортировали в Среднюю Азию из-за обвинений в коллаборационизме. Город Саки. /Фото: Аня Марченкова
По дороге в страны Средней Азии погибли более 8 тысяч человек, а в специальных поселениях — более 30 тысяч. С 1967 года крымские татары получили возможность вернуться на родную землю и стали массово покидать чужбину. Сейчас на Крымском полуострове проживает около 232 тысяч крымских татар. /Город Евпатория. /Фото: Аня Марченкова
По дороге в страны Средней Азии погибли более 8 тысяч человек, а в специальных поселениях — более 30 тысяч. С 1967 года крымские татары получили возможность вернуться на родную землю и стали массово покидать чужбину. Сейчас на Крымском полуострове проживает около 232 тысяч крымских татар. /Город Евпатория. /Фото: Аня Марченкова
Куртумеров Шевкет — крымский татарин. Он помнит депортацию 1944 года: «Когда нас высылали, мне было три с половиной года. Сначала отправили на Урал. Перед глазами стоит, как нас грузили в машины: маленьких детей поднимали за руки и за уши и увозили. В ссылке у меня родился брат, его все Уральским звали потом, потому что он с Урала. Жили мы в бараках, кормили нас сырым коровьим мясом: взрежут корову и вместе с шерстью, рогами и копытами отдают нам. Вместе с собаками ели. Помню, я в окошко наблюдал, как люди шли от голода.. Пройдёт 5-6 метров и падает. Готов»./ Куртуметов Шевкет / Отец и старший брат Шевкета. /Фото: Аня Марченкова
Куртумеров Шевкет — крымский татарин. Он помнит депортацию 1944 года: «Когда нас высылали, мне было три с половиной года. Сначала отправили на Урал. Перед глазами стоит, как нас грузили в машины: маленьких детей поднимали за руки и за уши и увозили. В ссылке у меня родился брат, его все Уральским звали потом, потому что он с Урала. Жили мы в бараках, кормили нас сырым коровьим мясом: взрежут корову и вместе с шерстью, рогами и копытами отдают нам. Вместе с собаками ели. Помню, я в окошко наблюдал, как люди шли от голода.. Пройдёт 5-6 метров и падает. Готов»./ Куртуметов Шевкет / Отец и старший брат Шевкета. /Фото: Аня Марченкова
После ссылки на Урал семья Шевкета перебралась в Узбекистан. «Я собирался ехать учиться в Ленинград, но отец сказал: «Я умру через пять месяцев». Так и случилось. Он знал, когда это случится, сказал врачам, но те только пальцем у виска покрутили и отправили домой. Отец пошёл играть в домино с товарищами, после со всеми попрощался, пришёл домой, поставил кровать как положено, лёг и отправил меня за врачом. Я пешком через две горы пошёл, привёл врача. Тот на него смотрит и спрашивает, мол, что у тебя болит? А отец ему ответил: «Я тебе говорил уже, что у меня болит, дай только три чайные ложки». Он пил валерьянку с сахаром. Две ложки выпил, третью не успел — умер. У него язва желудка открылась, когда нас выслали». /Мечеть в районе Фонтаны Симферополя / Ботанический сад Симферополя. /Фото: Аня Марченкова
После ссылки на Урал семья Шевкета перебралась в Узбекистан. «Я собирался ехать учиться в Ленинград, но отец сказал: «Я умру через пять месяцев». Так и случилось. Он знал, когда это случится, сказал врачам, но те только пальцем у виска покрутили и отправили домой. Отец пошёл играть в домино с товарищами, после со всеми попрощался, пришёл домой, поставил кровать как положено, лёг и отправил меня за врачом. Я пешком через две горы пошёл, привёл врача. Тот на него смотрит и спрашивает, мол, что у тебя болит? А отец ему ответил: «Я тебе говорил уже, что у меня болит, дай только три чайные ложки». Он пил валерьянку с сахаром. Две ложки выпил, третью не успел — умер. У него язва желудка открылась, когда нас выслали». /Мечеть в районе Фонтаны Симферополя / Ботанический сад Симферополя. /Фото: Аня Марченкова
Спустя сорок лет работы геологом в Узбекистане Шевкет вернулся на Крымский полуостров. Ему должны были дать квартиру как «ребёнку войны» и репрессированному, но не дали. Обещали к 2020 году. Посёлок, где родился Шевкет, сожгли в войну. Дом его прадеда в Ялте сейчас делят две семьи — украинская и русская. «Пойти выгонять не имею права. Они такие же люди как и мы. Прошло уже 80 лет и они теперь тоже коренные народы Крыма». /Район Фонтаны Симферополя. /Фото: Аня Марченкова
Спустя сорок лет работы геологом в Узбекистане Шевкет вернулся на Крымский полуостров. Ему должны были дать квартиру как «ребёнку войны» и репрессированному, но не дали. Обещали к 2020 году. Посёлок, где родился Шевкет, сожгли в войну. Дом его прадеда в Ялте сейчас делят две семьи — украинская и русская. «Пойти выгонять не имею права. Они такие же люди как и мы. Прошло уже 80 лет и они теперь тоже коренные народы Крыма». /Район Фонтаны Симферополя. /Фото: Аня Марченкова
Керчь. /Фото: Аня Марченкова
Керчь. /Фото: Аня Марченкова
Симферополь. /Фото: Аня Марченкова
Симферополь. /Фото: Аня Марченкова