Найти тему
Валерий Грачиков

Человек-легенда и герой. Трижды Герой

Его карьера до войны и во время нее – наглядный пример, что талант в сочетании с упорством могут пробивать самые нерушимые, казалось бы, стены. Судите сами:

  • Он попал в военную авиацию в качестве техника. Очень хотел стать летчиком, но его долго не брали. Пришлось написать 40 (!) рапортов, вплоть до Главкома ВВС и министра обороны, чтобы получить направление в Качинскую авиашколу
  • Войну встретил в качестве заместителя комэска на МиГ-3. Этот сложный самолет он освоил одним из первых
  • Первый самолет сбил в первый день войны. Вот только этот самолет оказался своим. Обстановка повальной секретности привела к тому, что про новые бомбардировщики Су-2 свои истребители не знали. Вот Су-2 он и свалил. Хорошо, что летчик совершил вынужденную посадку и в хаосе первых дней войны, нашему герою только крупно влетело
  • уже 23 июня свалил «Мессер». Пока любовался его падением, хорошо получил от другого немца, но смог посадить поврежденный самолет на своем аэродроме
  • был невероятно везуч. Были случаи, когда пули рикошетили по кабине, но только царапали его. Буквально около его ног падали и не взрывались немецкие бомбы на аэродроме. Всего подобных случаев, в которых уцелел буквально чудом, он насчитывал не менее десяти
  • долго конфликтовал со своим комполка, задвигавшего и гнобившего талантливого летчика. Дело дошло до того, что его исключили из партии и отправили под трибунал
  • прославился во время воздушного сражения на Кубани, предложив тактическую схему «Кубанская этажерка», позволявшую на равных драться с асами люфтваффе
  • был метким стрелком и стремился шарахнуть по самолету противника залпом максимальной силы, чтобы свалить наверняка. Всегда требовал доработать свой самолет таким образом, чтобы все оружие стреляло от нажатия на одну гашетку
  • был не только отличным снайпером, но и воздушным разведчиком. Самой успешной его разведкой стал поиск танковой группировки Клейста в конце 1941 года, когда он смог найти немцев в условиях, когда нижняя кромка облаков находилась на высоте около 30 метров. Эту разведку командование оценило орденом Ленина, настолько важны были сведения, добытые в невозможных условиях в одиночку
  • стал первым трижды Героем Советского Союза, получил американскую Золотую Медаль, настолько высоко оценили союзники мастерство летчика, воевавшего на ленд-лизовской «Аэрокобре»
  • лез в драку при любом раскладе. Самой знаменитой стала свалка с тремя эшелонами «Штук» (81 самолет) под прикрытием 10-ти «Мессеров». В эту свалку он влез, ведя в бой восьмерку истребителей
  • в бою всегда брал на себя самое опасное – атаку ведущего немецкой группы, к которому надо было еще продраться сквозь заградительный огонь
  • официально сбил 59 самолетов. Немного меньше, чем Кожедуб, считавший себя его учеником.
-2

Конечно, это Александр Иванович Покрышкин. После войны он служил в ПВО, дослужился до замглавкома и звания маршал авиации. Потом долгие годы возглавлял ДОСААФ. Уникальный летчик и настоящий герой.