Американская компания 23andMe, специализирующаяся на генетических тестах для потребителей, представила свою последнюю разработку - тест определения предрасположенности к сахарному диабету 2-го типа.
Тест, который пока не получил разрешения на использование от американских регуляторов отрасли (FDA) и не предназначен для диагностики какого-либо заболевания, призван помочь людям понять, когда они подвержены более высокому, чем обычно, риску заболевания диабетом 2-го типа, чтобы они могли изменить свой образ жизни. Чтобы помочь с последней частью - обучением пользователей правильному образу жизни - компания опирается на свои партнерские отношения с фирмой Lark Health.
Это первый полигенный тест, предложенный компанией 23andMe на основе собственных данных (по крайней мере, первый с тех пор, как она по требованию регулятора убрала свои диагностические тесты с рынка в 2013 году).
Для такой компании, как 23andMe, увеличение количества предлагаемых ими тестов увеличивает ценность бизнеса и может иметь эффект снежного кома: чем больше данных они собирают, тем больше тестов они могут разрабатывать и чем больше тестов они предлагают, тем больше данных они могут собирать (поскольку новые тесты приведут новых пользователей).
И подобные тесты, построенные на базе собственного хранилища данных, дают компании конкурентное преимущество по сравнению с другими компаниями потребительской геномики, не имеющими собственной базы данных.
Заявление компании было встречено с довольно большим скептицизмом со стороны представителей научного сообщества, а также медицинской и технологической прессы. В частности, генетики из института Скриппса и университета Эмори утверждают, что тест, скорее всего, будет неточным для небелых людей, особенно афроамериканцев - демографической группы, подвергающейся наибольшему риску диабета 2-го типа. Правда, 23andMe оспаривает эту претензию.
Онлайн-журнал STAT News опубликовал интервью с экспертами, которые утверждают, что в настоящее время нет доказательств, что тест 23andMe лучше, чем существующий способ оценки риска заболевания диабетом с помощью анализа образа жизни и демографического скрининга.
Проблема заключается и в том, что диагностика никогда не была особенно трудной частью лечения и профилактики диабета. Как заявил Джеймс Мейгс, главный эндокринолог штата Массачусетс,
Самое сложное — это убедить людей изменить образ жизни, который по результатам тестов был определен нездоровым.