Бологое-Полоцкая дорога оказалась последней магистральной линией советских железных дорог на паровой тяге. Паровозы работали здесь до 1976 года, а со сборными поездами, на вывозной и маневровой работе - ещё 10 лет. В локомотивном депо Осташков ТЧ-34, закрытом в октябре 1998г., до последнего трудился паровоз серии Л на мазутном отоплении в качестве передвижной котельной.
Затем их заменили магистральными тепловозами серий М62, 2М62, 2ТЭ116, ТЭП60, 2ТЭП60, ТЭП70 и маневровыми ТЭ1, ВМЭ1, ЧМЭ3.
В августе 1986 года по распоряжению железнодорожных служб Министерства обороны в Осташкове прошли массовые "паровозные" учения. Сюда приехали бригады железнодорожников, командированные со всей Октябрьской дороги. Две недели все поезда водили только паровозами. Ездили и двойной и одиночной тягой на Великие Луки и Бологое. Это был последний "паровозный бал".
Любопытно, что в 1970-х годах, ещё при паровой тяге, движение на линии было чрезвычайно напряженным, как говорят "не разъехаться". По всей дороге шли наливные поезда с продуктами нефтепереработки на Вентспилс в Прибалтику, а оттуда в большом количестве возвращался порожняк.
Только одна станция Баталино отправляла по 60 вагонов в день!
По рассказам паровозников, земля при осташковском депо дрожала под колёсами железнодорожных составов и на многие метры вглубь была пропитана мазутом и маслами. Издали от самого моста через протоку между широкими плёсами озера Селигер над депо виднелись высокие дымы паровозных труб, и ни днём, ни ночью не умолкали гудки, не гасли факелы вблизи паровозных скатов... Теперь такое и представить себе нельзя.
До 1990 года на всем протяжении Бологое-Полоцкой железной дороги была установлена очень высокая скорость - 90 км/ч. И поезда не отставали от графика, во-первых, потому, что линия использовалась как испытательный рельсовый полигон (между Бологое и Осташковым уже в 60-х годах прошлого столетия путь был уложен на железобетонные шпалы и щебень). И во-вторых - на ней работали отличные специалисты. В наши дни из-за плохого состояния пути путей скорость во многих местах на линии очень сильно ограничена до 50, а местами и до 40 км/ч. Следить за состоянием пути теперь некому. В своё время на рубеже столетий был закрыт в Осташкове восстановительный поезд, сокращено большое количество работников. Сегодня дорога Бологое-Полоцк (участок от Бологое до Великих Лук, впрочем как и далее через Невель до границы с Белоруссией) объявлена малодеятельной, а оставшиеся после всех сокращений сотрудники объединены в службу ИЧ-4 (инфраструктурная часть).
29 сентября 2018 года на Бологое-Полоцкой линии состоялось долгожданное и торжественное событие - запуск первого регулярного в России ретро-поезда. Многие из моих друзей и подписчиков знаю уже успели на нём проехать из Бологое до Осташкова, забрав с собой массу впечатлений и теплых воспоминаний от поездки под паровозом по этой линии. Так что последнюю страницу истории Бологое-Полоцкой линии и бегавших по ней когда-то паровозов ещё рано переворачивать. Скажу даже больше, паровоз на этой линии явление теперь уже можно сказать ставшее чем-то повседневным и обыденным. Каждую субботу провинциальный Осташков оживает от громогласного паровозного гудка в отголосках которого застыла целая эпоха.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
При подготовке статьи использованы материалы А.Б.Вульфова из публикации в журнале "Наука и жизнь" Заповедная железная дорога, 2001г.