Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Последняя магистральная линия советских железных дорог на паровой тяге

Бологое-Полоцкая дорога оказалась последней магистральной линией советских железных дорог на паровой тяге. Паровозы работали здесь до 1976 года, а со сборными поездами, на вывозной и маневровой работе - ещё 10 лет. В локомотивном депо Осташков ТЧ-34, закрытом в октябре 1998г., до последнего трудился паровоз серии Л на мазутном отоплении в качестве передвижной котельной. Затем их заменили магистральными тепловозами серий М62, 2М62, 2ТЭ116, ТЭП60, 2ТЭП60, ТЭП70 и маневровыми ТЭ1, ВМЭ1, ЧМЭ3. В августе 1986 года по распоряжению железнодорожных служб Министерства обороны в Осташкове прошли массовые "паровозные" учения. Сюда приехали бригады железнодорожников, командированные со всей Октябрьской дороги. Две недели все поезда водили только паровозами. Ездили и двойной и одиночной тягой на Великие Луки и Бологое. Это был последний "паровозный бал". Любопытно, что в 1970-х годах, ещё при паровой тяге, движение на линии было чрезвычайно напряженным, как говорят "не разъехаться". По всей дороге
Отправление грузового поезда в современном рейсе во время проведения паровозной обкатки со станции Соблаго, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д. Фото: Алексей Вульфов
Отправление грузового поезда в современном рейсе во время проведения паровозной обкатки со станции Соблаго, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д. Фото: Алексей Вульфов

Бологое-Полоцкая дорога оказалась последней магистральной линией советских железных дорог на паровой тяге. Паровозы работали здесь до 1976 года, а со сборными поездами, на вывозной и маневровой работе - ещё 10 лет. В локомотивном депо Осташков ТЧ-34, закрытом в октябре 1998г., до последнего трудился паровоз серии Л на мазутном отоплении в качестве передвижной котельной.

Старинная железнодорожная фактура на станции Осташков времён паровозной эры: ручные стрелочные переводы с флюгарками, паровозная гидроколонка и сами паровозы серий СО и Л. Октябрь 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Старинная железнодорожная фактура на станции Осташков времён паровозной эры: ручные стрелочные переводы с флюгарками, паровозная гидроколонка и сами паровозы серий СО и Л. Октябрь 2014г. Фото: Алексей Алексеев

Затем их заменили магистральными тепловозами серий М62, 2М62, 2ТЭ116, ТЭП60, 2ТЭП60, ТЭП70 и маневровыми ТЭ1, ВМЭ1, ЧМЭ3.

Маневровый тепловоз ТЭ1 один из тех что когда-то заменили здесь паровозы на 3-м пути станции Осташков. Фото "Галерея паровоза ИС"
Маневровый тепловоз ТЭ1 один из тех что когда-то заменили здесь паровозы на 3-м пути станции Осташков. Фото "Галерея паровоза ИС"

В августе 1986 года по распоряжению железнодорожных служб Министерства обороны в Осташкове прошли массовые "паровозные" учения. Сюда приехали бригады железнодорожников, командированные со всей Октябрьской дороги. Две недели все поезда водили только паровозами. Ездили и двойной и одиночной тягой на Великие Луки и Бологое. Это был последний "паровозный бал".

"На двойную тягу". Паровозы серии СО и Л следуют с грузовым поездом по мосту через реку Шлина на 33 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии. Фото: Дмитрий Соболев
"На двойную тягу". Паровозы серии СО и Л следуют с грузовым поездом по мосту через реку Шлина на 33 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии. Фото: Дмитрий Соболев
Нагромождение вентилей и манометров в будке паровоза серии Л понятные только локомотивной бригаде (знаменитая "Лебедянка"). Фото: Алексей Алексеев
Нагромождение вентилей и манометров в будке паровоза серии Л понятные только локомотивной бригаде (знаменитая "Лебедянка"). Фото: Алексей Алексеев

Любопытно, что в 1970-х годах, ещё при паровой тяге, движение на линии было чрезвычайно напряженным, как говорят "не разъехаться". По всей дороге шли наливные поезда с продуктами нефтепереработки на Вентспилс в Прибалтику, а оттуда в большом количестве возвращался порожняк.

Нефтеналивной состав под паровозом серии Л на Бологое-Полоцкой линии. Фото из архива ВОЛЖД
Нефтеналивной состав под паровозом серии Л на Бологое-Полоцкой линии. Фото из архива ВОЛЖД

Только одна станция Баталино отправляла по 60 вагонов в день!

На станции Баталино, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д., паровозная обкатка, март 2016г. Фото: Алексей Алексеев
На станции Баталино, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д., паровозная обкатка, март 2016г. Фото: Алексей Алексеев

По рассказам паровозников, земля при осташковском депо дрожала под колёсами железнодорожных составов и на многие метры вглубь была пропитана мазутом и маслами. Издали от самого моста через протоку между широкими плёсами озера Селигер над депо виднелись высокие дымы паровозных труб, и ни днём, ни ночью не умолкали гудки, не гасли факелы вблизи паровозных скатов... Теперь такое и представить себе нельзя.

Локомотивное депо Осташков ТЧ-34, выход паровоза Л из деповских мастерских. Слева на фото виднеется венгерский маневровый тепловоз серии ВМЭ1, а за ним трофейный немецкий паровоз серии ТЭ. Фото "Галерея паровоза ИС"
Локомотивное депо Осташков ТЧ-34, выход паровоза Л из деповских мастерских. Слева на фото виднеется венгерский маневровый тепловоз серии ВМЭ1, а за ним трофейный немецкий паровоз серии ТЭ. Фото "Галерея паровоза ИС"

До 1990 года на всем протяжении Бологое-Полоцкой железной дороги была установлена очень высокая скорость - 90 км/ч. И поезда не отставали от графика, во-первых, потому, что линия использовалась как испытательный рельсовый полигон (между Бологое и Осташковым уже в 60-х годах прошлого столетия путь был уложен на железобетонные шпалы и щебень). И во-вторых - на ней работали отличные специалисты. В наши дни из-за плохого состояния пути путей скорость во многих местах на линии очень сильно ограничена до 50, а местами и до 40 км/ч. Следить за состоянием пути теперь некому. В своё время на рубеже столетий был закрыт в Осташкове восстановительный поезд, сокращено большое количество работников. Сегодня дорога Бологое-Полоцк (участок от Бологое до Великих Лук, впрочем как и далее через Невель до границы с Белоруссией) объявлена малодеятельной, а оставшиеся после всех сокращений сотрудники объединены в службу ИЧ-4 (инфраструктурная часть).

Отправление грузового поезда под паровозами серий СО и Л в современной паровозной обкатке со станции Осташков, октябрь 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Отправление грузового поезда под паровозами серий СО и Л в современной паровозной обкатке со станции Осташков, октябрь 2014г. Фото: Алексей Алексеев

29 сентября 2018 года на Бологое-Полоцкой линии состоялось долгожданное и торжественное событие - запуск первого регулярного в России ретро-поезда. Многие из моих друзей и подписчиков знаю уже успели на нём проехать из Бологое до Осташкова, забрав с собой массу впечатлений и теплых воспоминаний от поездки под паровозом по этой линии. Так что последнюю страницу истории Бологое-Полоцкой линии и бегавших по ней когда-то паровозов ещё рано переворачивать. Скажу даже больше, паровоз на этой линии явление теперь уже можно сказать ставшее чем-то повседневным и обыденным. Каждую субботу провинциальный Осташков оживает от громогласного паровозного гудка в отголосках которого застыла целая эпоха.

Ретро-поезд под паровозом серии Су очень эффектно с отсечкой пара отправляется с ОП 106 км, перегон Фирово-Осташков, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д., осень 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Ретро-поезд под паровозом серии Су очень эффектно с отсечкой пара отправляется с ОП 106 км, перегон Фирово-Осташков, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д., осень 2018г. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

При подготовке статьи использованы материалы А.Б.Вульфова из публикации в журнале "Наука и жизнь" Заповедная железная дорога, 2001г.