Найти в Дзене
В музее

4 красавицы Бориса Кустодиева

В 1915 году знаменитый русский художник Борис Михайлович Кустодиев, уже прикованный болезнью к инвалидному креслу, написал свою первую «Красавицу». По воспоминаниям сына Кустодиева, это полотно стало для мастера особенным.

В начале XX века художественный академизм уже почти отжил свое. Строгих академистов сменили искренние передвижники, ратующие за идеи народничества. Однако Кустодиев вовсе не стремился просвещать массы или отражать суровую действительность, напротив, он хотел сохранить добрый образ уходящей эпохи.

Собирательным, хотя и немного ироничным символом русской красоты для художника стали купчихи они же — кустодиевские красавицы. Немного жеманные, но ласковые, веселые и теплые они олицетворяли идеал женщины художника.

Кустодиев взял за образец традиционный русский лубок, облагородил его грацией и классической композицией, присущей полотнам Рубенса и Тициана. В отличие от модного в то время европейского декаданса с бледными изможденными девицами, кустодиевские красавицы пышут здоровьем и радуют глаз пышными формами.

Богатые яркие и сочные купеческие интерьеры показаны художником с легкой иронией, но в то же время с любовью, как неотъемлемая часть национальной истории. Все изображенные на картине рюши, цветочки, безделушки, атласные подушки передают зрителю непередаваемое чувство теплоты.

История «кустодиевских красавиц» началась со знакомства художника с актрисой Фаиной Шевченко. Он увидел ее в МХТ, на репетиции спектакля «Смерть Пазухина», для которого рисовал декорации.

Фаина Васильевна Шевченко. Борис Кустодиев. Эскиз одеяла к картине «Красавица»
Фаина Васильевна Шевченко. Борис Кустодиев. Эскиз одеяла к картине «Красавица»

Молодая яркая темпераментная девушка с пышной фигурой поразила воображение живописца и стала для него живым символом русской красоты. Быть может, свою роль сыграл и тот факт, что Шевченко представляла собой полную противоположность супруги художника Юлии, отличавшейся аристократичной утонченностью.

Борис Кустодиев с женой Юлией
Борис Кустодиев с женой Юлией

Как бы то ни было, Кустодиев долго уговаривал Шевченко позировать для полотна. Актриса стеснялась откровенного образа, но в конце концов согласилась. Опасения Фаины быть узнанной зрителями «Красавицы» оказались напрасными.

В ходе работы над полотном Кустодиев заметно изменил первоначальный набросок, по-купечески напомадив и нарумянив свою героиню, а кроме того придал выражению лица и глазам героини мечтательную пустоту. От Шевченко «Красавице» досталась лишь роскошная женственно-округлая фигура.

Художник остался доволен работой. «Красавица» была представлена на выставке объединения «Мир искусства» и не оставила равнодушным ни одного зрителя: полотно либо хвалили, либо яростно критиковали. Образ получился настолько ярким, что неизменно становился гвоздем программы любого вернисажа.

Живописец несколько раз экспериментировал над деталями и повторял полюбившийся сюжет, создав целую серию «Красавиц». Помимо оригинала, известно, как минимум, три варианта полотна, два из которых художник подарил своим друзьям Максиму Горькому и Федору Шаляпину.

Живописец до последнего дня не расставался с темой прекрасного. Последней картиной с красавицей кисти Бориса Кустодиева стала «Русская Венера». Слабеющий художник успел закончить полотно за год до своей смерти в 1927 году.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.

Вам будет интересно:
Эллен Андре — муза, которая вдохновляла импрессионистов
«Диана и Каллисто» Гандольфи — таинственная судьба картины