Найти тему
Зато не в кредит

ИЖ 19 – проект молодых ижевских конструкторов, которые хотели догнать иномарки.

В каком-то смысле, ижевский автозавод был неприкаянным с самого начала своего существования. Его курировало министерство обороны. В плане производства, от предприятия ничего особо не ждали и велели клепать «Москвичи». Этим в Удмуртии много лет и занимались, но есть одно но.

На заводе подобралась очень интересные команда кадров, которым попросту не сиделось на месте. Сначала они спроектировали ИЖ «Старт» - хетчбэк с передним приводом, который мог стать «народным автомобилем» вместо ВАЗ 2101.

Иллюстрация drive2.ru    (ИЖ-13 Старт)
Иллюстрация drive2.ru (ИЖ-13 Старт)

Успели местные инженеры повоевать с АвтоВАЗом и за лучший сельский внедорожник. В Тольятти подготовили «Ниву», АЗЛК представил Москвич-2150, а ижевские специалисты привезли на испытания ИЖ-14. Но, снова потерпели фиаско.

Были у них и успехи. Например, та самая амбициозная команда специалистов сумела разработать и получить добро на запуск в серию модели ИЖ-2125 «Комби». Это был первый советский автомобиль с кузовом «лифтбэк». И опять же, они делали его с оглядкой на западный автопром.

Иллюстрация Wikimedia Commons
Иллюстрация Wikimedia Commons

Потому что именно в конце 60-х, европейцы начали моду на машины с этим типом кузова, а французы показали свой знаменитый Renault 16.

После успеха «Комби», ижевский коллектив решил вернуться к хетчбэкам, которых в СССР так же катастрофически не хватало. Речь идёт о начале 70-х, и тогда наша автомобильная промышленность могла похвастать только седанами от ВАЗ или АЗЛК. Так и началась история ИЖ-19.

Что это была за машина?

Иллюстрация autoade.ru
Иллюстрация autoade.ru

На заводе понимали, что их единственный шанс получить разрешение на серийный выпуск – это максимальная унификация с «Москвичами». Поэтому «Старт Комби» построили на узлах 412-го.

С другой стороны, внешне это абсолютно незаметно, потому что дизайн у ИЖ-19 очень оригинальный. Скорее всего, дизайнеры не отказались от своего первого проекта – ИЖ «Старт» и просто доработали кузов, сохранив общие тенденции.

Кстати, сначала на машину хотели поставить блок-фары (привет Оде). Но производить их было слишком сложно, поэтому было нашли другое интересное решение. Обычные круглые фары разместили в специальной «оправе», а поворотники перенесли на бампер.

Иллюстрация yaustal.com
Иллюстрация yaustal.com

Ещё, я бы выделил странные дверные ручки, люк на крыше и аэродинамические зеркала. Автомобиль получил довольно высокий клиренс – актуальная вещь для нашей страны. Если посмотреть на салон, то мысль о преемственности со «Стартом» подтверждается.

Интерьер получился скромным, но со вкусом. К тому же, давайте учтём, что это прототип.

Иллюстрация nashi-avto.ru
Иллюстрация nashi-avto.ru

Почему не получилось запустить?

Советскому руководству такой смелый автомобиль попросту был не нужен. Он не вписывался в планы, а нормальный хетчбэк с передним приводом появился в СССР только 10 лет спустя. Это был «Спутник» из Тольятти.

Советую посмотреть:

Почему АвтоВАЗ прекратил выпускать минивэн «Надежда»?

Москвич-2150 – конкурент «Нивы» от АЗЛК с дизайном Toyota Land Cruiser 40.

ИЖ-13 «Старт» - хэтчбек с передним приводом, который мог стать народным автомобилем вместо «копейки».

Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.