Китайский художник и политический активист Ай Вэйвэй скорее всего задумал новую инсталляцию. На мысль об этом наводит его желание забрать у закрывающейся лондонской фабрики Brown & Co. 30 тонн пуговиц, которые они намеревались утилизировать. Мы решили вспомнить, какие нетрадиционные художественные материалы именитые художники собирали и использовали для своих работ.
— Ай Вэйвэю не привыкать собирать «элементы» своих будущих работ.
В 2010 году китайский художник представил в Турбинном зале Тейт Модерн инсталляцию «Семена подсолнечника». Пол помещения тогда был усыпан 100 млн семечек. Они покрывали его 10-сантиметровым слоем. Семечки были не натуральными, а сделанными вручную из фарфора. На то, чтобы их изготовить, ушло 2,5 года работы. Все это время над ними трудились свыше полутора тысяч китайских рабочих. Изначально зрители могли делать с семенами что угодно: ходить по ним, пересыпать в руках и даже забирать с собой. Но через некоторое время после открытия инсталляции она была огорожена: контакт с семечками создавал много фарфоровой пыли, опасной для здоровья (ну и потом появились спекулянты, продававшие горсть семечек за тысячи долларов).
— Еще одна нашумевшая работа Вэйвэя — портреты известных диссидентов, выложенные из кубиков Lego.
В 2015 году художник обратился к производителю конструктора, но тот отказался предоставить детали. В Lego тогда заявили, что уважают право художников на самовыражение, но не поддерживают использование конструктора при создании работ политической тематики. Ай Вэйвэй назвал это «актом цензуры и дискриминации» и стал собирать элементы для инсталляции по всему миру. Художника тогда поддержали поклонники его творчества и ряд культурных институций. Так, в Лондоне контейнером для сбора деталей выступил автомобиль марки BMW, припаркованный у Королевской Академии художеств. В итоге китайский художник выложил из деталей Lego свыше ста портретов диссидентов из 30 стран мира.
— Японский художник Тадаси Кавамата прославился своими арт-объектами, похожими на гнезда.
Для них он собирает деревянные доски, элементы старого паркета, куски ящиков и ножки стульев. Тадаси любит работать с «местными материалами», то есть ищет их там, где планирует создать инсталляцию. Так, гнезда для Пушкинского музея в Москве Кавамата «собрал» из того, что было найдено при разборе старых зданий Музейного квартала.
Один из самых знаменитых проектов японского художника — инсталляция 2013 года «Три хижины» на Вандомской площади в Париже. На вершине 44-метровой колонны и на последних этажах соседних домов XIX века Кавамата установил сколоченные из досок дома. А после цунами в родной Японии художник создал инсталляцию «Под водой». Толчком к работе над ней послужили жалобы со стороны жителей Канады, которые находили прибитый к их берегу мусор после трагического природного катаклизма.
— Китайский художник Цай Гоцян в первую очередь известен своей работой с порохом и арт-экспериментами с ним. Но только этим Гоцян не ограничивается.
На протяжении всей своей карьеры он создает инсталляции из различных повторяющихся предметов. В 2008 году в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке прошла ретроспектива китайского художника. Зрители тогда могли увидеть инсталляцию Head On: 99 волков в натуральную величину взмывали в воздух и ударялись о стену из плексигласа. Тем самым художник демонстрировал коллективную тягу к подражанию. Фигуры волков были выполнены из металлических каркасов, наполненных сеном и одетых в окрашенные овчины.
Для персональной выставки в Москве, которая прошла в Пушкинском музее в 2017 году, Гоцян специально сделал инсталляцию «Осень». За пару месяцев до старта проекта москвичам предложили передать музею старые детские люльки, коляски и кроватки. Из них художник перед главных входом в музей воздвиг 16-метровую гору. На нее Гоцян «посадил» березы, которые меняли цвет листвы по ходу выставки.
— Один из материалов, с которым активно работает британский художник Марк Куинн, — кровь.
В 1991 году он положил начало серии Self. Художник собрал пять литров собственной крови, заморозил в форме своей головы. Подобное Куинн повторял затем каждые пять лет. Сегодня последний бюст из крови датирован 2011 годом.
Осенью 2018 году Марк Куинн объявил о старте масштабного проекта «Одиссея». Его результат художник представит публике в конце 2019-го. На площади рядом с Нью-йоркской публичной библиотекой установят два резервуара, в которых будет замороженная кровь пяти тысяч человек. В одной из емкостей соберут кровь знаменитостей (свое согласие поделиться биоматериалом уже дали Кейт Мосс, Джуд Лоу, Стинг, Пол Маккартни и Анна Винтур), а во второй — беженцев. «"Одиссея" началась с простой идеи: моя и твоя кровь одинаковы», — отметил Куинн.
— Дедушка современного фламандского художника Яна Фабра — Жан-Анри Фабр — был знаменитым энтомологом. Поэтому интерес к насекомым он привил внуку с самого детства.
А впоследствии художник стал использовать панцири жуков для своих работ. В Королевском дворце в Брюсселе можно увидеть работу Фабра «Небо восхищения». Ее художнику заказала лично королева Паола. Так она хотела интегрировать современное искусство во внутреннее оформление дворца. Сделать это удалось. Фабр облицевал потолок и одну из старинных люстр почти 1,5 млн панцирей жуков-златок. Художник отмечал, что ни одно насекомое не было специально убито. В Таиланде, Малайзии и других странах златок едят, как в Европе устриц. «Это важный продукт питания, в нем много белка. Я заранее договорился с ресторанами, и они собирали для меня надкрылья жуков», — рассказывал художник.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе или Лабиринте.