Найти тему
ТАЙНЫ БИБЛИИ

ГОРЕЧЬ ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА

Наша речь с течением времени меняется. Приходят новые слова, а какие-то уходят в прошлое. Не обошло это и Библию с церковью, какие-то слова мы можем сегодня встретить только здесь, и почти никогда в окружающем мире. Например, часто ли мы слышим в повсеместной жизни слова покаяние или святость? Нет. И я скажу, что наше поколение от этого много потеряло. Человеку, начинающему только знакомиться с христианством, порой трудно понять значение, а еще труднее принять важность этих слов.

Сейчас я предлагаю прочитать случай, произошедший очень давно с Божьим народом, на заре его становления. Если говорить образным языком, когда он был подвержен подростковым болезням.

«И услышал Иисус (Навин) голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане. Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих. Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым. И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный. Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. [Они сняли] и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец. Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.» (Исх.32:17-29)

-2

Происходившие в тот день события трудно понять современным людям. Легко сделать неправильный вывод, обвинить правого или оправдать виновного. Читая Библию, создается впечатление, что те времена были более контрастными, без полутонов и мазков: враг был врагом, без вариантов, а друг, был другом. Наверное, поэтому те времена и воспринимаются нами более жёсткими. Но Библия ценна тем, что учит навыку видеть события в истинном свете. Истина заключалась в том, что Израиль, отправившись в путь из египетского рабства в Обетованную землю, мог преодолеть все опасности путешествия, только при одном условии - если с ними будет Бог. Не своей мудростью, хитростью, силою они все превозмогли и одержали победу. Опасность произошедшего было в том, что теперь у Израиля не оставалось ни одного шанса дойти до Обетованной земли. Почему? Они на свои знамена вознесли ИДОЛА, а значит встали в один ряд с окружающими их народами. Вместе с идолопоклонством Израиль приобретал общую черту язычников - отсутствие будущего.

-3

Это очень хорошо понимал Моисей, в отличие от своих соплеменников. А что видел Израиль? Они были в растерянности, чувствовали себя одинокими. Они всего лишь хотели создать религию, чтобы поддерживать порядок в народе. Но Бог не является религией, Он гораздо больше, эта Сама наша жизнь. Повстречайся им первая же трудность и этому народу конец. Страх – плохой советчик, поддавшись этому чувству легко совершить ошибку: роковую, гибельную.

И вот Моисей стоит перед станом и ему надо что-то предпринять. Что бы вы сделали на месте Моисея? Какие вообще были варианты? Наши эмоции побуждают начать обличение. Чувство бессилия подталкивает согласиться с предложением Всевышнего - оставить этот необузданный народ и основать новый, но тогда надо проклясть этих людей и уйти от них навсегда. Но Моисей не таков. Он решает поступить по-другому.

-4

Как вы думаете, что Моисей предпринял, бросив клич в толпу: «Кто Господень ко мне»? Он решил проверить, все ли святое, в этих людях погибло. Он не смирился с тем, что видели глаза, Моисей воззвал к глубинам их сердца. Он решил дать им шанс. «Кто Господень, ко мне!» Как бы я хотел, чтобы этот вопрос чаще тревожил наше сердце, выводя из оцепенения, дурмана суетной жизни. «Кто Господень»? Господень ли я? Не вытравил ли грех все святое в моей душе. Может, осталась только оболочка, только название, а внутри совсем другое. Как страшно оказаться не тем, кем называешься, кем давно считаешь себя.

Среди поддавшихся искушению идолопоклонства было много симпатичных, хороших людей – культурных, хорошо воспитанных, любящих свои семьи, трудолюбивых, с множеством других положительных качеств. Они могли сказать – я всего лишь поступил, как меня научили старшие. Послушание, это ведь добродетель. Я не поступал хуже других, все же пошли поклониться идолу. Я вел себя даже лучше, чем некоторые из колена Левина.

-5

Все это может и правда, но «лакмусовой бумажкой», говорящей о истинном состояние сердец, является ответ на призыв Моисея к покаянию, к возврату. Оказалось, что большинство бесчувственны к призыву Моисея. Не так-то безобиден, оказался этот идол-телец и танцы вокруг него. Чей-то древний голос, из глубины веков, вполз их сердца, изменяя восприятие: «подлинно ли сказал Бог?», «не то говорит Моисей. Бог, это тот перед которым ты вчера плясал, он вывел тебя», «не могут ошибиться 600 тысяч людей» ... Сомнения, сомнения закрадываются в сердца «хороших» людей. И эти сомнения делают невозможным их покаяние.

А как вы думаете, что было бы, если все 12 колен Израиля откликнулись на призыв Моисея? Уверен, дальнейшего не произошло бы. Но, увы, лишь одно колено Левино осознав свою ошибку и греховность, поспешили к стоящему в воротах стана Моисею. Их было около 22 тысяч мужчин.

Размышлять о дальнейшем трудно. Любая гражданская война жестока, но несколько замечаний сделаю. Погибло в тот день из 600 тысяч 3 тысячи человек от рук 22 тысяч, что ставит под сомнение предположение о чрезмерной кровожадности нападавших. Скорее всего, погибли зачинщики идолопоклонства, те, кто это придумал, неистово претворял в жизнь и ввел в грех весь народ.

-6

Моисей выбрал жесткий путь чтобы достучаться до сознания нераскаявшихся израильтян, и своей цели он достиг. Немного дальше по тексту мы читаем: «Народ, услышав грозное слово сие (что Бог Самолично не хочет сопровождать народ), возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих» (Исх.33:4), но какую горькую цену пришлось заплатить. Невольно вспоминаются здесь слова Иисуса Христа: «если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый» (Мк.9:43) . Случившееся при всей своей жесткости, стало благом для израильского народа, потому что Бог в итоге отменяет Свое решение и Сам идет с ними в полное опасностей путешествие.

А что является благом для нас? Задумаемся, как драма разыгравшаяся у горы Хорив соотносится с Новым Заветом? Может это особенности только Ветхого Завета? Откроем 13 главу Евангелия от Луки: «В это время пришли некоторые (ко Христу) и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.» О чем здесь говорит Иисус Христос? О важности покаяния. Покаяние важно по двум причинам: чтобы избежать гибели, и чтобы получить благословение.

-7

Что касается гибели - понятно, кажется одного этого достаточно. Избежать ее уже можно считать наградой. А вот чтобы осознать связь покаяния с благословением, надо взглянуть на судьбы колена Левина. Только им выпала честь совершать богослужения в скинии, а затем в Храме. Их наследием на земле стал Сам Господь, ни о каком другом колене израильтян так не сказано. И все это благодаря тому, что они вовремя покаялись.

Да благословит Господь нас быть чуткими к Его призывам в своей жизни. Осознавать, что служит нам ко благу. С Богом.

Александр Захаров