Чем развлекались дети, в глаза не видевшие компьютера и смартфона? О досуге мальчишек, живших 60 лет назад в окрестностях Сретенки, вспоминает житель Просвирина переулка
Виктор Кухаркин
В 1957 году СССР запустил первый искусственный спутник Земли. По вечерам вся Сретенка с запрокинутыми лицами периодически застывала на месте. И вот кто-нибудь, самый глазастый, чаще всего, один из мальчишек, показывал пальцем в небо и радостно кричал: «Вижу! Вон, вон летит!!!» И все головы медленно поворачивались вслед за движущейся среди звёзд светящейся точкой. После этого весь переулок загорался ракетостроением. Старшие ребята доставали где-то порох, мастерили из бумаги и картона ракеты и под возмущённые крики лифтёрш запускали их с крыши похожего на полузатопленную подводную лодку бомбоубежища.
В некоторых домах ещё было печное отопление, поэтому во дворах сплошной стеной стояли дровяные сараи. На каждом - огромный навесной замок. Их не трогали. Но с обратной стороны сараев в досках были проделаны дыры, такие же дыры были и внутри - для пролезания из одного сарая в другой. Помимо дров в сараях хранился всякий хлам. Раз в месяц, к радости мальчишек, по переулкам на лошади, запряжённой в телегу, ездил старьёвщик, который громко кричал: «Старьё берём! Старьё берём!» В такие дни часть старья из сараев перетаскивалась в бездонную телегу старьёвщика в обмен на коричневые сахарные петушки на палочке, набитые опилками и завёрнутые в серебряную бумагу мячики на длинной резинке, золотые армейские звёздочки, а если повезёт, то и на оловянный пугач.
Изредка самые отчаянные ребята устраивали выездные операции. Ближе к концу лета на троллейбусе, который и сейчас ходит по Сретенке, без билетов и пересадок доезжали до главной выставки — ВСХВ (ВДНХ). Там вдоль аллей росли сортовые яблони, увешанные крупными плодами. Они и были главной целью. Но сначала мы подходили к автоматам с газированной водой и, как опытный врач, по стуку определяли, какой из них страдает недержанием и без трёх копеек наливает стакан газировки с сиропом. Он обязательно находился, и вся компания до икоты и приятного щекотания в носу пила сладкий пузырящийся напиток. Потом приступали к главному. Выбирали самую вкусную яблоню поближе к ограде и доставали из карманов авоськи. Когда одна из дежурных начинала кричать и свистеть в милицейский свисток, мы, с уже полными авоськами, спокойно протискивались сквозь прутья ограды и, недосягаемые для крупногабаритных охранниц, не спеша шли на троллейбусную остановку. После этого весь переулок до вечера с хрустом поглощал недостающие витамины.
В те времена выходной у всех был только один – воскресенье. В этот день во всех кинотеатрах Москвы в 9 утра показывали фильмы для детей. Они так и назывались – утренники. Билет стоил 10 копеек. На Сретенке было два кинотеатра: «Уран» и «Хроника». Относительно недалеко - «Колизей» на Чистых прудах ( там теперь театр «Современник»), «Аврора» на Покровке, «Форум» на Садовом кольце и «Экспресс» на пересечении Цветного бульвара и того же Садового кольца. Все собирались у киноафиши и смотрели, где что идет.
Тогда трамвай «А» («Аннушка») ходил от Сретенки по бульварному кольцу в обе стороны. В одну можно было доехать до «Колизея» и «Авроры», в другую – до «Экспресса» и «Форума». Самым весёлым и было коллективное посещение «Экспресса». Хотя билет на утренник стоил недорого, в этот кинотеатр вся компания заходила только со двора. Для этого нужно было пройти через арку. В эту же арку выходило окно пекарни, в котором из-за жары всегда была настежь открыта форточка. А за ней на высоких каталках с многочисленными поддонами остывали батоны золотистого хлеба. Всего-то и надо было принести с собой метровую палку с гвоздём на конце, и каждый легко получал по батону еще горячего, пахучего, хрустящего белого хлеба.
Проникнуть в кинотеатр во время фильма было делом техники. Двое самых сильных пацанов оттягивали снизу одну створку железной двери, третий всё той же «волшебной» палкой с гвоздём осторожно приподнимал огромный запорный крюк. Именно так, незаконным способом мы, сретенские мальчишки, обеспечивали себя одновременно хлебом и зрелищем.
Простейшая бытовая техника в домах тогда только стала появляться. Каждая крупная покупка была событием, и об этом знал весь переулок.. Старший брат рассказывал, что во время урока кто-то приоткрыл дверь класса и громко крикнул: «Колька, беги скорей домой, там твой отец холодильник привёз!». Старались не ссориться с теми, у кого дома появился телевизор. Человек по 15 напрашивались посмотреть популярную тогда детскую передачу про двух забавных мальчишек - Шустрика и Мямлика. Потом стало полегче, потому что перед нескончаемыми выборами повсюду стали открываться агитпункты, где телевизор на высокой подставке был необходимым атрибутом. В агитпунктах собирались преимущественно пенсионеры и дети. Частенько по окончании телепросмотра работники раздавали нам какие-то листочки, чтобы мы передали их родителям.
Ходить по улице в позднее время было не страшно. Если что, можно было обратиться за помощью к военному патрулю – солдатам с красными повязками, которые парами ходили по улице и переулкам. Почти всегда рядом с патрулём шагали несколько мальчишек и канючили: «Дядь, покажи кинжал».
Современная Сретенка другая. Она все больше становится похожей на другие московские улицы. И не только московские. Брожу по Просвирину переулку. Штаб ЛДПР, ресторан, застроенные дворы, многочисленные офисы, везде охранники и кодовые замки. И что самое грустное - совсем не видно мальчишек. #виктор кухаркин
Первая часть: "Переулок был как большая коммуналка - все друг друга знали".
Еще о Сретенке и окрестностях можно прочитать:
"Сретенка: зачем ей столько переулков"; "Почему переулок назвали Последним"; "Малый Колосов переулок сплошь был занят полтинными публичными домами"; Коммуналка: "Почти через 40 лет меня догнала тайна одного из соседей"; Просвирин переулок: "Сына не впечатлил узкий переулок и квартира на первом этаже".
А в каких районах Москвы прошли ваши юность и детство? Чем вы развлекались на досуге?:) Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru