Найти тему
Сергей Славинский

Типичная ошибка выбора целевой аудитории

Thomas Benton, “Гроза”, 1940
Thomas Benton, “Гроза”, 1940

Легче всего сегментировать аудиторию по её доходам. Но опасность подобного способа выделения целевой аудитории (впрочем, как и всего метода сегментирования на базе социально-демографических характеристики) заключается в том, что возраст и доход часто не являются маркерами потребления — разве что на рынке лекарств и памперсов.

Если посмотреть на глобальные тренды, которые вполне применимы и к российскому рынку даже в текущих условиях, то разница в доходах между богатыми и бедными — увеличивается. Этот факт и само понятие дохода мы берем за основу при сегментировании. Но есть и другой факт, который мы игнорируем, но который куда более важен. Это факт того, что различия в потреблении сокращаются.

Действительно, мы находимся в той ситуации, когда увеличение разницы в доходах происходит синхронно с уменьшением разницы в потреблении. Богатые и бедные еще 50 и тем более 100 лет назад имели сильно различающийся опыт потребления, пользовались полярно-различными услугами и стиль жизни их не был похож. Сейчас это не так. И это важный момент, который необходимо учитывать. Особенно в тех рыночных сегментах, где вопрос качества уже решен.

Яркий пример, иллюстрирующий наглядно подобную ситуацию — это смартфоны. Еще 10 лет назад разница в цене между люксовым и базовым мобильным телефоном была в 3-5 тысяч раз. Сейчас она сократилась до тридцати-сорока, а точно определить социальный статус владельца даже самого дорогого смартфона не представляется возможным. И примеров подобного потребления — масса: упрощение технологий, удешевление логистики, новый уровень точности реализации потребностей — всё это сказывается не на доходах, но на потреблении. И разница между аудиториями — стирается.

Поэтому вполне возможно, что потребление премиального продукта никак не связано с высоким уровнем доходов, как и базового продукта — с низким уровнем. А исходя из этой предпосылки вся модель построения целевой аудитории на основе пола, возраста и дохода — рассыпается. Исследование подобных характеристик аудитории могут привести к ошибочным выводам. А получить правильный ответ на ошибочно сформулированный вопрос — всегда черевато.