Он открыл двери своих вагонов в 1959 году, пережил реконструкцию в 1986–1992 годах, пожар в 2017 году и с 4 октября 2018 года, восстановленный, вновь перевозит пассажиров от делового «Нижнего города» Хайфы на гору Кармель, куда туристы приезжают за красивыми видами. Добро пожаловать в «Кармелит» – подземный общественный транспорт одного из крупнейших городов Израиля.
Технически «Кармелит» действует по принципу фуникулёра на тяговых тросах, но чаще всего его называют метрополитеном. Идея строительства метро в Хайфе появилась ещё в 1919 году, но физическое её воплощение началось лишь в 1950-х годах, когда городская жизнь разделилась на несколько «уровней» относительно моря: на побережье, в Нижнем городе – деловом центре, на плато «Адар» – административном, культурном и научном центре и на гребне горы в развивающемся районе Кармель.
Обеспечить транспортное сообщение между районами и «уровнями» сначала хотели с помощью наземной железной дороги, но подземный вариант с фуникулёром оказался более экономичным и с точки зрения финансирования, и с точки зрения сохранения городской застройки.
С проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию «Кармелита» хайфскому муниципалитету помогли французские коллеги – главный инженер Парижского метрополитена Жак Гастон, инженеры компании «Дюнкеркуаз» и «Исследовательского института путей сообщения», а также французский промышленный гигант Alstom, изготовивший первые модели вагонов подвижного состава.
Результатом сотрудничества стала действующая сейчас линия с шестью станциями. Её открытие состоялось ранним утром 6 октября 1959 года и обошлось без лишних торжеств – «Кармелит» спешил доставить пассажиров на работу. Хотя, перерезание ленточки всё же состоялось, но спустя пару дней.
Несмотря на тщательное проектирование, «Кармелит» в первые годы работы сталкивался с трудностями из-за непредвиденных обстоятельств – оборвавшийся электрический кабель, срыв вагонов с тормозов во время планового ремонта, проседание пути из-за подземных вод. Для их устранения в срочном порядке решили построить подземное ремонтное депо с мастерскими, которое расположилось у станции «Парижская площадь», ныне переименованной в «Нижний город».
После последней реконструкции метрополитен, он же фуникулёр работает с воскресенья по четверг с 6 утра до полуночи. Поскольку Тора предписывает воздерживаться от работы в шаббат, то в пятницу «Кармелит» закрывается раньше (6:00 – 15:00), а в субботу открывается позже (20:00 – 24:00). Стоимость билета за разовую поездку составляет примерно 118 рублей. Билет можно купить в автомате, который поддерживает версию на английском языке. Горожане, как правило, пользуются системой «Рав-кав», выпускающей именные проездные для передвижения по Израилю. Карточка «Рав-кав» действует в общественном транспорте по всей стране и может использоваться исключительно её владельцем, в противном случае нарушителя накажут шекелем.
В наши дни пассажиропоток подземной системы уступает показателям прошлого века, но туристов «Кармелит» привлекает регулярно. Во-первых, район Кармель стал туристическим центром Хайфы. Во-вторых, у «Кармелита» интересный яркий дизайн интерьера – где-то встречаются музейные экспонаты и архивные фотографии фуникулёра («Мерказ а-Кармель»), где-то представлены мозаики в древнееврейском стиле, отсылающие пассажиров к археологическим находкам («Массада»). В-третьих, станции построены в наклонной конфигурации, поэтому платформы и даже вагоны выполнены в виде лестничных маршей.
Но у «Кармелита», конечно, есть и другие особенности:
· Однажды книга рекордов Гиннесса удостоила «Кармелит» звания самой короткой действующей подземной системы в мире.
· Более того, это один из самых тихих рельсовых транспортов, чей секрет кроется в мягкой подвеске.
· На линии установлены однопутные рельсы с коротким двухпутным участком между «А-Невиим» и «Массада» для разъезда встречных составов.
· Составы курсируют на линии в 2-вагонном сцепе. После обновления подвижной парк представлен немоторными вагонами швейцарской компании Von Roll с современными системами кондиционирования и пожарной безопасности.
· Двери в вагонах автоматические, управление составом также осуществляется в автоматическом режиме, но в каждом поезде работает машинист, контролирующий движение.
· Одновременно на линии курсирует два состава, соединённых тросом, из-за чего остановка происходит одновременно на равноудалённых расстояниях.
· Во время Второй Ливанской войны «Кармелит» стал бомбоубежищем для жителей Хайфы.
· В прошлом в «Кармелите» действовала система оплаты проезда жетонами, которые компостировались у контролёров при входе.
· Станционные эскалаторы работают только на подъём.
· Система не оборудована для проезда маломобильных пассажиров, которые для подъёма на гору Кармель пользуются автобусами, что занимает на 15-20 минут больше времени.
· Также не предусмотрен провоз домашних животных. Впрочем, четвероногим друзьям прогулка под солнечным небом Хайфы может понравиться даже больше, чем спуск под землю.
· Навигация «Кармелита» содержит информацию на трёх языках – иврите, арабском и английском.
· Вблизи верхней конечной станции «Мерказ а-Кармель» находятся зоопарк, музеи, торговые центры, парки и гостиницы, а также террасные сады и Бульвар Луи с обзорной площадкой на Хайфский залив.