Найти тему

Метрополитены мира. Выпуск 56. Хайфа

(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman

Он открыл двери своих вагонов в 1959 году, пережил реконструкцию в 1986–1992 годах, пожар в 2017 году и с 4 октября 2018 года, восстановленный, вновь перевозит пассажиров от делового «Нижнего города» Хайфы на гору Кармель, куда туристы приезжают за красивыми видами. Добро пожаловать в «Кармелит» – подземный общественный транспорт одного из крупнейших городов Израиля.

(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman

Технически «Кармелит» действует по принципу фуникулёра на тяговых тросах, но чаще всего его называют метрополитеном. Идея строительства метро в Хайфе появилась ещё в 1919 году, но физическое её воплощение началось лишь в 1950-х годах, когда городская жизнь разделилась на несколько «уровней» относительно моря: на побережье, в Нижнем городе – деловом центре, на плато «Адар» – административном, культурном и научном центре и на гребне горы в развивающемся районе Кармель.

(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman
(с) Vcohen, CC BY-SA 4.0
(с) Vcohen, CC BY-SA 4.0
(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman

Обеспечить транспортное сообщение между районами и «уровнями» сначала хотели с помощью наземной железной дороги, но подземный вариант с фуникулёром оказался более экономичным и с точки зрения финансирования, и с точки зрения сохранения городской застройки.

«Кармелит» в 1959 году
«Кармелит» в 1959 году

С проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию «Кармелита» хайфскому муниципалитету помогли французские коллеги – главный инженер Парижского метрополитена Жак Гастон, инженеры компании «Дюнкеркуаз» и «Исследовательского института путей сообщения», а также французский промышленный гигант Alstom, изготовивший первые модели вагонов подвижного состава.

2007 год, (с) Tanuki Warrior, CC BY 2.5
2007 год, (с) Tanuki Warrior, CC BY 2.5

Результатом сотрудничества стала действующая сейчас линия с шестью станциями. Её открытие состоялось ранним утром 6 октября 1959 года и обошлось без лишних торжеств – «Кармелит» спешил доставить пассажиров на работу. Хотя, перерезание ленточки всё же состоялось, но спустя пару дней.

(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman

Несмотря на тщательное проектирование, «Кармелит» в первые годы работы сталкивался с трудностями из-за непредвиденных обстоятельств – оборвавшийся электрический кабель, срыв вагонов с тормозов во время планового ремонта, проседание пути из-за подземных вод. Для их устранения в срочном порядке решили построить подземное ремонтное депо с мастерскими, которое расположилось у станции «Парижская площадь», ныне переименованной в «Нижний город».

(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman

После последней реконструкции метрополитен, он же фуникулёр работает с воскресенья по четверг с 6 утра до полуночи. Поскольку Тора предписывает воздерживаться от работы в шаббат, то в пятницу «Кармелит» закрывается раньше (6:00 – 15:00), а в субботу открывается позже (20:00 – 24:00). Стоимость билета за разовую поездку составляет примерно 118 рублей. Билет можно купить в автомате, который поддерживает версию на английском языке. Горожане, как правило, пользуются системой «Рав-кав», выпускающей именные проездные для передвижения по Израилю. Карточка «Рав-кав» действует в общественном транспорте по всей стране и может использоваться исключительно её владельцем, в противном случае нарушителя накажут шекелем.

«Рав-кав», (с) Аnya Brutman
«Рав-кав», (с) Аnya Brutman

В наши дни пассажиропоток подземной системы уступает показателям прошлого века, но туристов «Кармелит» привлекает регулярно. Во-первых, район Кармель стал туристическим центром Хайфы. Во-вторых, у «Кармелита» интересный яркий дизайн интерьера – где-то встречаются музейные экспонаты и архивные фотографии фуникулёра («Мерказ а-Кармель»), где-то представлены мозаики в древнееврейском стиле, отсылающие пассажиров к археологическим находкам («Массада»). В-третьих, станции построены в наклонной конфигурации, поэтому платформы и даже вагоны выполнены в виде лестничных маршей.

(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman

Но у «Кармелита», конечно, есть и другие особенности:

· Однажды книга рекордов Гиннесса удостоила «Кармелит» звания самой короткой действующей подземной системы в мире.

· Более того, это один из самых тихих рельсовых транспортов, чей секрет кроется в мягкой подвеске.

· На линии установлены однопутные рельсы с коротким двухпутным участком между «А-Невиим» и «Массада» для разъезда встречных составов.

(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman

· Составы курсируют на линии в 2-вагонном сцепе. После обновления подвижной парк представлен немоторными вагонами швейцарской компании Von Roll с современными системами кондиционирования и пожарной безопасности.

· Двери в вагонах автоматические, управление составом также осуществляется в автоматическом режиме, но в каждом поезде работает машинист, контролирующий движение.

· Одновременно на линии курсирует два состава, соединённых тросом, из-за чего остановка происходит одновременно на равноудалённых расстояниях.

· Во время Второй Ливанской войны «Кармелит» стал бомбоубежищем для жителей Хайфы.

· В прошлом в «Кармелите» действовала система оплаты проезда жетонами, которые компостировались у контролёров при входе.

· Станционные эскалаторы работают только на подъём.

(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman

· Система не оборудована для проезда маломобильных пассажиров, которые для подъёма на гору Кармель пользуются автобусами, что занимает на 15-20 минут больше времени.

· Также не предусмотрен провоз домашних животных. Впрочем, четвероногим друзьям прогулка под солнечным небом Хайфы может понравиться даже больше, чем спуск под землю.

· Навигация «Кармелита» содержит информацию на трёх языках – иврите, арабском и английском.

· Вблизи верхней конечной станции «Мерказ а-Кармель» находятся зоопарк, музеи, торговые центры, парки и гостиницы, а также террасные сады и Бульвар Луи с обзорной площадкой на Хайфский залив.

(с) Аnya Brutman
(с) Аnya Brutman