Вероятно, у вас возник вполне логичный вопрос: почему «неприятности», раз ремонт гарантийный? Платить же в этом случае не нужно. Допустим, только вряд ли типичная «предтеча» такого (да и любого другого) ремонта доставит какому-либо автолюбителю удовольствие. И, вероятнее всего, попавшим в срок гарантийного ремонта водителем будет начинающий. Ведь самая частая причина первых поломок нового автомобиля – некорректная эксплуатация, когда страдают в основном тормозные колодки и сцепление.
Так или иначе, на значительную часть приобретаемой собственности предполагается наличие определенной гарантии, диктующей необходимые условия получения бесплатного ремонта или замены товара от производителя. В случае с ТС гарантийный срок составляет от двух до пяти лет, иногда с указанием максимально допустимого пробега и всегда с обязательным условием грамотного использования.
Учи матчасть
Иными словами, начинающие водители, по неопытности допустившие нарушения эксплуатации своих машин, могут напрасно рассчитывать на бесплатное устранение неполадок, даже если неприятность случилась в срок, указанный в договоре купли-продажи как «гарантийный». Посему опрометчивым будет не изучить подробности гарантийных условий, так как именно здесь часто «дурят нашего брата».
Для того чтобы не пролететь с гарантией и не попасть к тем самым недобросовестным мастерам, с лихвой накручивающим цены, где только можно, надо, во-первых, внимательно изучить закон «О защите прав потребителей». Во-вторых, как уже упоминалось выше, настоятельно рекомендуем внимательно ознакомиться с условиями гарантийного договора при покупке автомобиля.
Часто бывает так, что, помимо споров о гарантийности\негарантийности тех или иных случаев, вскрываются неприятные нюансы гарантийного сервиса. На отдельные детали он может не распространяться, некоторые виды ремонтных работ покрываются лишь частично и требуют дополнительных расходов потребителя (в данном случае – автовладельца). Прежде всего, напомним, что гарантийный ремонт авто — это комплекс услуг, которые обязан предоставить сертифицированный производителем дилер, либо сам завод-производитель. Ремонт осуществляется при возникновении производственных дефектов или дефектов материалов, о чем должно быть указано в договоре гарантии.
Таким образом обеспечивается защита покупателя от того, что ему подсунут некачественный товар: автомобиль с дефектами силовой установки, трансмиссии, электрооборудования и т.д. Однако, как водится, эта особая категория услуг таит массу подводных камней и возможных схем обмана. Давайте рассмотрим их подробнее и постараемся определить оптимальные выходы из такого рода затруднительных положений.
Есть ли гарантийность?
Начнем с простого: снять розовые очки – очевидно, что оговорки к любому «бесплатному» обслуживанию всегда присутствуют, но есть априорно понятные моменты. Например, гарантия не распространяется на расходные материалы (масла, жидкости) и шины, колодки, лампочки и фильтры – они изнашиваются в процессе рядового использования в силу принципа своей работы. То же масло могут заменить по гарантийному обслуживанию, но само масло никто оплачивать за вас не будет.
Также важно помнить и об обратной стороне медали: гарантия не бесплатный подарок. Ее стоимость, как правило, частично покрывается ценником автомобиля, а условия ее действия предполагают регулярное прохождение ТО, цена которого у официальных дилеров может показаться неоправданно завышенной. Поэтому свои права можно и нужно отстаивать.
Гарантия надувательства
Уточнив два этих очевидных момента, перейдем к главному: как с гарантийным ремонтом обманывают автосалоны-мошенники? Итак, несмотря на наличие почти всегда длинного списка исключений – негарантийных случаев, часто все-таки некоторые из этих ограничения несут совсем уж абсурдный характер. Например, «неграмотное вмешательство» собственника в естественную работу автомобиля, вроде «применения некачественного топлива» или столкновения с «дефектами дорожного покрытия».
Само собой разумеется, что оба этих условия могут очень широко трактоваться, если есть такое желание. Кроме того, гарантию могут аннулировать, если выполненный по всем правилам гарантийный ремонт будет осуществлен «неофициальным дилером». В случае спора о гарантийности конкретного прецедента вы можете заказать независимую экспертизу, далее следующие этапы: спор с продавцом – если не помогло, с дилером – если и там отказ, через суд. К слову, любые исходные дефекты, обнаруженные в течение 15 дней с момента покупки, по соответствующему законодательству («О защите прав потребителей»), устраняются за счет продавца. При этом покупатель волен выбирать между ремонтом, заменой транспортного средства и возвратом денег.
Далее рассмотрим ситуацию со сроками гарантийного ремонта. Максимально допустимая его длина не должна превышать 45 дней. Этот момент обязательно прописывается в наряд-заказе. В случае отсутствия указания срока работ в договоре автоматически предполагается, что исправление дефектов и неполадок должно происходить незамедлительно (в соответствии с вышеназванным законом). Более того, автовладелец при подписании соответствующих бумаг на машину вправе требовать незамедлительный ремонт в случае надобности, если в указанных условиях изначально взят максимально допустимый по законодательству срок (45 дней). То же с большими сроками.
Важный нюанс: согласно статье 20-ой закона «О защите прав потребителей», срок гарантийного ремонта исчисляется с момента обращения потребителя, а не фактического начала работ.
Если же этот срок по факту нарушается, потребитель имеет право требовать компенсацию в размере полного возмещения стоимости. Притом таким нарушением будет считаться превышение не только максимально возможных 45 дней, а даже минимально необходимого для осуществления конкретных работ срока. В общем и целом сроки гарантийного ремонта – основная «лазейка», где потребитель может отыграться за счет продавцов. Но, очевидно, подобные нарушения редко допускаются.
Возвращаясь к возможным обманам нечистых на руку автосалонов при гарантийном ремонте: по прописанным в документах условиям зачастую могут установить некий предел возможной его стоимости. В этой ситуации для завершения ремонта автовладельцу придется доплачивать. Стоит помнить, что производственный дефект, ремонт которого в срок гарантийного ремонта потребовался более одного раза, доказывает наличие брака, что можно будет подтвердить через суд, обратившись к профессиональным юристам.
Нередко бывает и так, что в автомобиле обнаруживается фундаментальный дефект сборки, незаметный на первый взгляд, но дающий о себе знать через какое-то время только при подробной диагностике (часто относится к дефектам кузова). Во избежание такой неприятности рекомендуем почаще посещать интернет-форумы владельцев аналогичных моделей авто, просматривая их на предмет часто встречающихся казусов.
Итого
Суммируя и чтобы немного структурировать вышесказанное, приведем три важных определения. Гарантийный срок – промежуток времени, прописанный в гарантийном договоре, в течение которого потребитель может обязать продавца устранить обнаруженные недостатки товара, в соответствии со статьей 18 закона «О защите прав потребителей». Гарантийный ремонт авто – безвозмездное удовлетворение продавцом требований автовладельца устранить недостатки автомобиля в течение гарантийного срока. Срок гарантийного ремонта автомобиля – отрезок времени между обращением владельца ТС с требование устранить его недостатки по гарантии и возвратом машины после ремонта. На основе закона «О защите прав потребителей».
В заключение хотим еще раз напомнить, что, выбирая автомобиль, следует уделять особое внимание гарантийному договору. Не ведитесь на его объем: самый главный пункт – список негарантийных случаев. Ориентируйтесь на самые короткие списки «оговорок» и оптимальный срок в три года. А, чтобы еще больше облегчить себе жизнь, пользуйтесь порталом-агрегатором автосервисов «Uremont»! Указав характеристики машины, возникшую проблему и наличие гарантийного талона, вы без труда найдете перечень автосервисов, где бесплатно проведут восстановление работоспособности авто.