Нил Джордан один из прославленных ирландских режиссеров. Он известен такими работами, как «Мона Лиза» (1986), «Жестокая игра» (1992), «Интервью с вампиром» (1994), «Конец романа» (1999). Все эти работы получили положительные отзывы кинокритиков. За фильм «Жестокая игра» Джордан получил Оскар за лучший сценарий. В его таланте нет сомнения. Он также был режиссером в картинах «Бодрость духов» (1988), «Мы не ангелы» (1989) и «Сновидения» (1999). Фильмы не особо удачные, имеющие не слишком большую художественную ценность. Так какой из Нилов Джорданов снял фильм «Грета», попробуем разобраться?
Франсис Маккален ( Хлоя Моретс) - наивная, добродушная девушка. В чем она виновата? Ну … она нашла забытую сумочку в метро Нью Йорка и захотела вернуть находку законному владельцу, вернее владелице. Франсис хорошая девочка и она хочет всего лишь вернуть сумку из благих побуждений. Я не знаю как вы, но брошенная сумка в метро, после многочисленных терактов в подобных местах по всему миру, для большинства является вещью как минимум подозрительной и потенциально опасной. Хорошо, спишем это на наивность и благородные чувства. Найдя владелицу сумки, Франсис познакомилась с Гретой Хайдег( Изабель Юпер), одинокой вдовой, которая даёт уроки игры на пианино. Грета напомнила Франсис её усопшую мать, и у них завязываются отношения. Эти отношения мало чем отличаются от показанных во множестве фильмов, где главным сюжетом являются дружеские отношения между женщинами. Вот только Грета совсем не такая, как кажется на первый взгляд.
Истории о нездоровой одержимости достаточно привлекательны для зрителя, и этот жанр кино наверное не умрет никогда, тем более, что в нем есть отличные представители - «Роковое влечение» (1987), «Фото за час» (2002), «Скандальный дневник» (2006) и «Подарок» (2015). Грета хочет быть триллером Хичкока. Но … не является им. Скорей это рядовой, уровня трэша, триллер из 90-х. По факту, все сюжетные построения очень просты, и вся история видится картонной.
Итак, у Фрэнсис и Греты псевдо-отношения мать-дочь. Фрэнсис живет в роскошном лофте со своей богатой соседкой Эрикой — тусовщицей. Эрика, будучи человеком достаточно прозорливым, с самого начала относится к дружбе подруги с немолодой женщиной подозрительно. Фрэнсис быстро обнаруживает, реагируя на «звоночки», что Грета не та, за кого себя выдает. Фильм, вместо того, чтобы постепенно вводить нас в мир нездоровой одержимости, вталкивает нас в дверь, которая должна быть как можно дольше закрытой. Сценарий, написанный Нилом Джорданом в соавторстве с Рэем Райтом («Дело 39», «Безумцы»), слишком куцый, чтобы в фильме имелось время на раскрытие характеров и мотиваций героев. Фрэнсис быстро становится испуганной жертвой, а Грета мгновенно становится беспощадным безумцем, как будто из фильма вырезали 20-30 минут. Эта быстрая смена обстановки в «Грете» просто ломает фильм, как будто кому-то в двух словах необходимо было пересказать «страшную» историю.
Дальше мы видим типичный фильм про безумцев с простыми вещами, которые в руках маньяка становятся смертельным оружием. Всё стандартно и безвкусно. Нет, конечно, всё это достаточно субъективно - для кого-то всё действо покажется мусором, а другой в этом найдёт изюминку. В фильме есть положительные моменты, например, игра Изабель Юпер — она демонстрирует маниакальное наслаждение, делая её героиню харизматично-пугающей, что добавляет в фильм зловещий огонёк, без которого он совсем бы угас. При этом невротические реакции Фрэнсис не добавляют этому персонажу симпатий. Операторская работа Шеймаса Макгарви тоже достойна похвалы. В итоге, в фильме зритель, по крайней мере я, выбирает сторону безумца, что нечасто бывает в фильмах подобного рода.
Трудно фильм занести в плюсы Нила Джордана. От его фильмов можно ожидать лучшего. С другой стороны, игра Изабель Юпер и операторская работа Макгарви, поднимают фильм до уровня — можно посмотреть.