Найти в Дзене

Как критиковать и реагировать на критику

Нас критикуют, мы критикуем... Давайте сначала рассмотрим ситуацию с позиции критикующего. В деловых отношениях нам часто приходится критиковать кого-то. А как это делать правильно, не нанося ущерб рабочим и личным отношениям?
Существуют особые правила:

  • Главное и золотое правило — сохраняйте спокойствие.
  • Критика должна быть сделана в нужное время. Немного остыньте с критикой. Пока вы злитесь — вы не сможете мыслить позитивно.
  • Дышите глубоко, затем попробуйте технику критики, называемую «метод сэндвича». Это значит, что сначала нужно сказать что-то позитивное, затем следовать критике, а далее — снова что-то позитивное.
  • Убедитесь, что критикуется только поведение, а не личность человека.

Например: «У вас отличная работа, но сегодня что-то идет не так. Я попрошу вас переделать этот отчет. Я знаю, что вы ненамеренно совершаете ошибки, поэтому вам не о чем беспокоиться».

  • Используйте высказывания от первого лица (я, меня), а не от второго (вы, вас). «Я» показывает, что у вас есть контроль и что вы думаете о том, что говорите.

Как типично развивается ситуация? Большинство людей в позиции критикующего сначала ничего не говорят, упускают момент, когда нужно обсудить проблему. Вместо этого они «накапливают» проблемную ситуацию до такой степени, пока она не «взорвется». И в раздражении начинают использовать слова «ты», «ты такой» и «твое».

Как не надо говорить: «Вы некомпетентны, вы упустили самое важное, ваша работа не соответствует нашим ожиданиям». Эти фразы кажутся агрессивными и обвинительными. Это также показывает, что вы не контролируете ситуацию.

Как же правильно воспринимать критику? Смотрите видео от Марии Носовой:

Как часто вас критикуют? Как вы реагируете? Что обычно делаете? Мысленно ответьте себе на эти вопросы и сравните привычное отношение с тем, что предлагается в видео.