Найти тему
mechanical engineer

Из блокнота репортера. Каким должен быть автоинструктор…

В автошколе я обучался на категории ВС. По «разнарядке» на первое занятие по вождению попал на грузовик.

Инструктором достался свирепейший дед, на директора автошколы рыкнет – тот каблуками щелкает и в струнку вытягивается, сухой, подвижный, бодрый, не растерявший молодецкого задора, прячущий убывшие силы за напущенной серьезностью, умеющий разъяснить любой вопрос полно и доходчиво, хоть кратко, хоть пространно, годами так хорошо за 70. Половина курсантов от него сама драпала, опережая сверкание своих пяток, половину оставшихся он сам гнал взашей вслед за «утеклецами». Но начальство автошколы исправно поставляло ему новых курсантов взамен убежавших и выгнанных

Было у Деда несколько правил. Которые курсанты должны были соблюдать. Одно – следующее занятие начинается в тот час, в который окончено предыдущее. Ну типа, первое занятие – в первые два учебных часа, второе – в третий и четвертый час. Эдакой «лесенкой». Другое правило – если занятие в первые два часа, то прибудь в автошколу на 45 мин (еще один учебный час, как говорил Дед – «подарок от автошколы» (на самом деле – от него самого) и отрабатывай «ежедневное техобслуживание». Проверь уровень технических жидкостей, приведи, если надо, их в норму, проверь давление в шинах и прочее.
Первое занятие по вождению мне досталось в первые два часа. То есть я прибыл в автошколу на эти 45 минут а раньше и сначала отработал ЕТО.

Нормально.

Начался час вождения. Залезли в кабину. Дед задал два вопроса. «Раньше машину водил?» - «Нет.». «Назначение приборов и педалей знаешь?» - «Да.».
- «Подъедь к воротам» - скомандовал Дед. Завел двигатель, подъехал.
- «Ставь машину на место!» - следующая команда. «Ну» - думаю – «погонит.». Но Дед продолжил – «Ты к воротам по прямой ехал, а теперь объедь слева вон ту хреновину над колодцем.».
- «ничего себе задачка на маневрирование задним ходом!» - думаю. Но худо-бедно машину на место поставил. Дед устроил разнос – дескать, на место, это на место, а не так, что передние колеса на 10 сантиметров влево, а задние на пять вправо. Машину надо ровно ставить.

Потом сказал – трогайся со второй, выезжай за ворота.
Подъехали к площадке. На ней крутились два жигуленка. Дед выдал длиннющую тираду в адрес учебной части, проныра из которой сдал площадку левым коммерсантам-обучателям.

Площадка по расписанию наша, и можно было просто по праву слона в посудной лавке заехать на площадку и начать занятие… Но Дед поступил проще – скомандовал – поехали в город.

По большому счету, риска было не особо много. ЗиЛ-131, черные номера, буковка «У» («осторожно, за рулем урод!») в красном треугольнике – любой более-менее благоразумный водитель будет держаться от такой машины на расстоянии большим, чем черт от Бен Ладана.

Немного взмок, занятие подходит к концу, чтобы подгадать время прибытия к автошколе для «смены экипажа» и дать мне еще минуты четыре вождения, выписываем три круга на перекрестке с круговым движением.

До автошколы осталось метров двести… Стоит инспектор ВАИ и взмахом палочки швартует ЗиЛа к бордюру. Очень непонравилась инспектору резина ЗиЛа. На всех шести покрышках от грунтозацепов не осталось и следа. Покрышки были гладкие, как лысина бюрократа.
Инспектор выписывает какие-то бумаги, говорит Деду – следуйте за мной и садится в УАЗик.
Мое занятие подошло к концу, но Дед меня спрашивает – «Минут сорок у тебя есть?» Впрочем, вопрос звучал больше как утверждение.

Я снова сажусь за руль (а так Дед должен был вести машину) и следую за УАЗкой. Инспектор включил «цветомузыку» и хорошо так – 60-70 км/ч поехал. Вроде недалеко, километров пять, но за эти минуты я взмок, как после хорошей пробежки – майку можно было выжимать.

Подъехали к комендатуре.

Дед выскочил и бросился к инспектору – дескать, разве можно так гнать, курсант первый раз в городе. Со стороны смотреть – сухонький, невысокий дед танком прет вперед, а только что молодцеватый бугай, которому дед и до подмышки не достает, сник и боязливо пятится. Одно неосторожной слово или движение с его стороны – и Дед его отметелит…

Занятия возобновились дня через три, когда поменяли резину.

Сначала я откатал весь город.

Потом началась площадка. По команде Деда я выписал а площадке кривули, каких нет и в геометрии Лобачевского, потом по указанию Деда я расставил вешки. «Передним ходом проехал – проедешь и задним!» - сказал Дед и сел на лавочку в тенечке…

Освоение легковушки после грузовика проблем не вызвало.

… Получая «права», стоя у окошка, я поймал себя на том, что не помню, какие упражнения сдавал на площадке по категории С. Что не помнил, какие это были упражнения, когда уходил с площадки, выполнив упражнения без ошибок. Помню только - два упражнения на маневрирование задним ходом, вроде к чему-то подъехать. Но какие это были упражнения – не помню. НЕ помню…

Думаю, вот таким и должен быть Инструктор – авторитетны и знающий свое дело, разбирающийся в курсантах, умеющий их обучить – быстро и в неплохом объеме знаний, навыков и умений.
При «откатывании» города Дед мягко комментировал ошибки и недочеты и успевал пояснять значение дорожных знаков – но не сухо, как долдонил препод в аудитории, а живо, с юмором…