Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Photoshop vs живопись: кто кого?

Десять лет назад в популярной тогда соцсети Livejornal разразилась дискуссия между дизайнерами и художниками станковых видов искусства. Её предметом стал традиционный способ создавать живописные и графические работы.

Мы яростно спорили о том, отомрёт или рисование углём, акварелью и маслом. Заменят ли машины льняной холст, грязные кисти и забрызганные красками мастерские? Дизайнеры утверждали, что вскоре всё искусство станет компьютерным, а любители точить карандаши пели им анафему. Число комментариев росло со страшной силой, в ход шли оскорбления и переходы на личности.

Почву для конфликта создало то, что к 2007 году цифровые возможности значительно расширились. У фотошопа, например, увеличилась скорость работы, появился новый интерфейс и новые фильтры, а также приложение, позволяющее осуществлять предварительный просмотр работы в мобильных телефонах. Казалось, что компьютерные графические редакторы и их новые инструменты не оставляют шанса обычным кистям и краскам.

Всё это напоминает мне сейчас битву слона с китом. Этот доинтернетовский мем, появившийся в годы наполеоновских войн и отражавший положение противостоящих друг другу Англии (имевшей мощный флот) и Франции (у которой была сильнейшая сухопутная армия), в нашей стране стал популярен благодаря детской книжке Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» :

А Оська сидит у него на коленях и, подпрыгивая, спрашивает:

— А вы отгадайте… Если кит и вдруг на слона налезет? Кто кого сборет? Отгадайте.

— Не знаю, — говорит солдат. — Ну, скажи, кто?

— И я не знаю, — говорит Ося. — И папа не знает, и дядя. Никто.

...Спустя годы после того жаркого спора я сижу со своими студентами в уютной мастерской. Мы учимся выбирать кисти и бумагу, делать ровные акварельные заливки, смешивать оттенки и конструктивно рисовать. Все друзья моей мастерской взрослые люди, у каждого есть солидный опыт в своей профессии, у многих растут дети, а то и внуки, и вот мы сидим и учимся правильно строить куб.

Кто бы мог подумать, что наступит такой момент, когда станут популярными не только дизайнерские курсы, но и различные студии рисования с нуля для взрослых! Представляю, как десять лет назад в том самом споре подняли бы на смех мысль о скорой популярности онлайн-школ по живописи и скетчингу.

К слову об аллегории о слоне и ките вспоминается ещё такой диалог из фильма «Мимино» :

— Если большой самолёт и твой вертолёт связать цепью, кто победит?

— Цепь.

В самом деле, именно новые технологии помогают сейчас донести до зрителя то, что делается за закрытой дверью мастерской художника. Читайте об этом мои статьи: "Все художники делают это" и "Как красиво снять и обработать акварель"

И каждый художник, работающий с традиционными изобразительными материалами, видимо имеет свой ответ на вопрос, почему он занимается этим неблагодарным и грязным делом. А у вас есть этот ответ?