«Она смотрит на него своими круглыми глазами и тянется к нему толстой пушистой лапкой. Котэ привыкла, что во время завтрака устраивается к мужу под бочок, и он её гладит. Но сегодня муж не в духе: кошка завела голодные песни, едва прозвенел будильник, и не дала полежать в утренней истоме. Он не собирается её чухать, и моё сердце сжимается: и я, и кошак уже привыкли к этому уютному ритуалу».
Грустная история про кошку иллюстрирует важную область детско-родительских взаимодействий – наказания. До сих пор эта тема является шаткой почвой, на которую люди пытаются водрузить соблюдение семейных правил.
Тип наказания, описанный в ситуации выше, основан на том допущении, что ребёнок сам поймёт, за что он наказан. Но если детям не проговаривать заранее, что они поступают неверно, а также не объяснять им, что они наказаны, то родительское наказание покажется им чем-то странным и непонятным.
Дети быстрее подумают, что такое наказание является следствием плохого отношения, чем воспитания. То же самое относится к наказаниям, которые сам родитель продлевает из-за того, что до сих пор не совладал с впечатлениями от проступка ребёнка. Он уже ответил за ошибку, но когда подходит к маме или папе, то получает отвержение в виде отказа от объятий или поцелуя на ночь.
Какой вывод сделает ребёнок? Он снова подумает, что его не любят. Если подобных моментов будет много, то мысль о нелюбви закрепится в маленькой головке, и вытащить её оттуда будет непросто.
Что касается кошачьей головы, то память у неё известна своей короткостью, так что котэ тоже не поймёт, почему её не гладят. Как и не поймёт нотаций, за что её наказали. А что она подумает, поди разбери, но тапки на всякий случай лучше спрятать.
Итак, что мы хотели сказать: наказания должны идти после предупреждений о нарушении заранее установленных правил, наказания должны озвучиваться («Я тебя наказываю за…») и должны быть свободны от негативных чувств родителя. Тогда ребёнок поймёт, что его любят, даже если наказывают за плохое поведение.
И ещё нюанс: наказание ограничением в чём-либо лучше не смешивать с полезными ограничениями. Например, когда вы отучаете ребёнка от игр в телефоне, то лимит на использование смартфона больше не должен входить в список кар за поведение. Иначе ребёнок запутается, и с вредными привычками будет бороться труднее.
Понравилась статья? Нажмите "Подписаться" на «Секрет гармонии», и до встречи в новых выпусках!