Я привыкла говорить и думать, что оно мне не нужно совсем – мол, зачем, да все в порядке, справлюсь. И ключевое слово здесь – «привыкла»: мы все смотрим в одно кривое зеркало, которое говорит нам, что проявление чувств, освидетельствование собственной слабости и вот это все, выходящие за рамки, очень и очень влияет на ситуацию. В худшую сторону. Мол, всегда лучше делать вид, что все хорошо – ведь всем всегда хорошо, не выражать эмоции – это мешает делам, не говорить о чувствах – это нескромно, а скромность украшает. И дурацкая эта привычка часто показывает мне в кривом зеркале мое перекосившееся темное лицо – бездыханная морда нелюбви, внутренней и внешней. Потому что я очень упорно лишаю себя этого кислорода, не слушая излюбленных авторов, которые говорят, например, что человеку жизненно необходимы контакты через поглаживания , или – что эффективности общения ради сначала нужно понять, а потом стать понятым.
А ведь знание того, что кто-то чувствует и понимает, каково тебе сейчас, окрыляет.
Если верить собственным глазам и ушам, я не одна такая. Не то что – отказываю себе в сочувствии, с трудом принимаю сочувствие других, так и вообще – мало о нем знаю. Ввела в строке поиска гугла «слова выражения сочувствия». Первые ссылки: мемориальные сайты, психология, иностранные языки и словарь по управлению персоналом. Начинает казаться, что выражать сочувствие нужно только в тех случаях, когда: кто-то умер, кто-то пришел на прием к психологу/психотерапевту, кто-то должен подчиниться. В списках идиом среди русскоязычных вариантов увидела ровно те слова, которые в нашей культур часто используются как сочувственные, но таковыми не являются…
Выражать сочувствие действительно сложно. В основном потому, что есть страхи, которые управляют нами чаще, чем положительные эмоции и чувства. Страхи – и отсутствие привычки. Страшно быть непонятыми, отвергнутыми, осмеянными, неуместными, грубыми, добрыми, злыми; нет привычки - потому что незачем тренироваться, потому что мало кто это делает, потому что... никто не может этому научить. О как! Бедные мы.
С чего мне-то сдалось сочувствие?
Во-первых, мне его хочется здесь и сейчас. Во-вторых, я сама эмпатична и очень уважительно отношусь к чувствам других. В-третьих – верю, что сочувствие укрепляет любые отношения.
Пока я смотрела разные тексты об этом, сделала интересное открытие: термин «эмпатия» возник на основе немецкого слова einfühling — "проникновение". Сама эмпатия включает три уровня, начиная от самого глубокого: сопереживание, сочувствие и симпатия. Пишут так же, что эмпатия – не интеллектуальное усилие. Возможно, это означает, что сильно напрягаться не надо; достаточно прислушаться к себе и к другому, и сказать что-то простое, каждому доступное и понятное. Ну, вот, например:
«Помоги мне понять, что с тобой происходит»;
«Я с тобой, что бы ни случилось»;
«Я очень сочувствую тебе»;
«Я очень сочувствую, что сейчас такое тяжелое время»;
«Мне очень жаль, что такое случилось с тобой».