Книга автора - Пауль Одерборн. Название - Иван Васильевич, великий московский государь. Издана в Виттенберге: 1585г.» Цельнокожанный, владельческий переплет XVI века.
Пару слов об авторе.
Пауль Одерборн родился в городке Барт, что в Западной Померании (Германия). Точная дата рождения не известна, источники говорят, что около 1555 года. Образвоания будущий автор получил в Ростоке.
Известно так же, что с 1577 года он служил проповедником в лютеранской кирхе и там же участвовал в религиозных диспутах представителями других конфессий, что уже многое говорит о нем.
Провел несколько лет жизни в России (Московское царство). До выхода в свет представленной здесь книги, в 1582 году издал на латинском языке трактат «Повествование о религии и обычаях русских», в котором изложил свои впечатления от быта и религиозной жизни белорусов и русских. Что примечательно, Пауль одним из первых применил название "Белая Русь" применительно к северо-восточной Белоруссии.
Эта уникальная книга попала в нашу мастерскую с следующим запросом:
«Добрый день! Вот такую книжку нужно отреставрировать. Книга 16 века.
Что необходимо: титульный лист – отсутствует часть сверху и справа внизу, разрыв сверху (видно на фото выше). Отреставрировать это с максимальным приближением к текстуре титула. По возможности прикрепить блок к обложке (между форзацем и титулом)
Реставрация скрепления корешка и верхней обложки с максимальным сохранением текстуры и материала – кожи. Реставрация последней страницы книги – отсутствует часть листа.»
Берем в работу!
Реставрация малозаметна, но это и есть мастерство реставратора!
Кожа на сторонках и корешке пересохшая, мы её пропитали копытным маслом.
Разрыв по корешку и сторонке скрепили кожей. Углы на сторонках были сбиты и протерты, их мы тоже дорастили кожей.
Остается вопрос с работой по титульному листу. Тут давайте разберемся немного подробнее.
Ранее в своих постах мы показывали доращивание готовой реставрационной бумагой, это самый простой, классический способ. Но он подходит не для всех типов бумаги и не в каждом случае.
Здесь была применена технология - доливка утрат бумажной массой. Начнем с видео, а дальше к описанию работ.
Процесс, казалось бы, простой и быстрый, но не тут то было. Для начала нужно подобрать бумажную массу близкую по цвету и структуре к основному листу, на это уходит достаточно много времени, поскольку мокрая и сухая бумажные массы могут отличаться на тон. После того, как цвет подобран, и масса загустела, переходим к доливке. Тонким слоем укладываем массу и начинаем утрамбовывать) вот, казалось бы, такой не хитрый способ. Но особенность ещё заключается в том, что массы нужно столько, чтобы угадать с плотностью основного листа))) после того, как лист отпрессуется, мы его чуть тонируем и все.
Книга отреставрирована и передана в частную коллекцию!
Если у Вас остались вопросы или предложения, пишите в комментариях, так же мы будем рады, если Вы подпишитесь на нас!