Во время чтения статьи предлагаю включить данную музыкальную композицию.
Под ногами битое стекло, куски бетона, пыль и грязь - это в центре Москвы, в шести километрах от Кремля, сносят завод ЗиЛ. Сносят, чтобы построить новое жилье - целый комплекс с своими детскими садами, парками, бассейнами и инфраструктурой.
Вступать в горячие споры уже поздно, завод почти стерт с лица земли, стройка идет семимильными шагами и много где жилье уже готово и даже распродано.
Сегодня мы снова бредем по пустынной промзоне, бредем чтобы успеть найти уникальные вещи и сохранить хотя бы на фотографиях по всем меркам некогда могучий завод.
Заходим в автосборочный корпус - некогда огромный цех с несколькими конвейерными линиями, покрасочными камерами и складом продукции. Размер цеха превышал 1300 метров в длину и около 150 метров в ширину. Из цеха выходила и примыкала к соседнему, автоматизированная конвейерная линия, о ней мы поговорим в следующей статье.
Сейчас на его месте остались лишь одни руины, как воспоминание о цехе остались лишь шесть длинных ям вдоль сборочных линий и подземные коммуникации. Попасть в цех было не так просто - все сотрудники сначала заходили в соседнее здание, административно бытовой корпус, а уже оттуда по подземным переходом уже попадали в сборочный корпус.
В северной части цеха под потолком располагалась комната управления коверной линией, чуть ниже расположилась действующая и по сей день подстанция. Мы поднимаемся на высоту четырехэтажного жилого здания.
Гул подстанции разрезает тишину, заглушая шум проезжающий мимо "ласточки" московского центрального кольца - оно находится прямо за стеной, в паре десятков метров. Интересно контрастирует разрушенный и замученный цех ЗиЛа и новенькие станции кольца с их блестящими на солнце поездами.
Именно из этой комнаты под потолком молодые девочки-операторы управляли конвейером и следили за его исправностью.
Состояние сейчас.
Сотни различных кнопок, простому обывателю непонятных.
Главный пульт управления. Схема всего конвейера. Мы нашли ее валяющейся на полу, частично порванной и затоптанной ногами охотников за черным металлом.
Схему мы подняли и повесили на место, предварительно протерев от грязи. Позже этот раритет был спасен и сейчас находится в полной безопасности в надежных руках.
Если выйти из главного зала через стеклянную дверь, то открывается вот такой вид на еще одну комнату с шкафами управления.
Количество кнопок просто сводит с ума, наверное за таким сложным процессом следил не один и не два оператора.
На старом фото наглядно, видно сколько человек работало в этой комнате. На каждом рабочем месте по собственному телефону.
Один из пультов ближе. Вся проводка выдернута на скорую руку, остались лишь кнопки и переключатели.
А вот так выглядит пульт в сравнении с человеком.
Сейчас автосборочный цех снесен полностью, конвейеры распилены на черный металл, вокруг цеха руины. Интересный факт, вывоз остатков цеха и мусора прекратились в этой части завода именно тогда, когда там совсем кончился черный металл.
В память о АСК приложу это фото:
И как было раньше...
Интересный факт из воспоминания очевидца:
Это был субботник. В перерыве у нас выступал ВИА из подшефного кремлевского полка. А. Пугачева приехала (как говорили) посмотреть как красят её прицеп для аппаратуры. Её попросили спеть. Она спросила могут ли подыграть солдатики. И спела под их аккомпанимент "Миллион алых роз"
Вот такие очерки памяти о заводе и его сборочном корпусе.
Спасибо за внимание!