Найти тему
1520. Все о путешествиях

Тест фирменного поезда «Кавказ», или Зря я хвалил двухэтажки

Поезд «Кавказ» №3/4 ходит из Москвы в Кисловодск. Поезд состоит из двухэтажных вагонов – купейных и одного СВ. Все формально указывает на его высокий уровень – и статус фирменного, и персональное имя «Кавказ», и номер 3/4. На железной дороге так повелось, что если номера 1-2-3-4, то к поезду особое внимание.

Вокзал Кисловодска. Фото: пресс-служба РЖД
Вокзал Кисловодска. Фото: пресс-служба РЖД

На днях я проехал по части маршрута этого поезда, чтобы проверить в поезде качество предоставляемого сервиса. Поездка моя началась от тамбовского города Мичуринска и продлилась 4,5 часа – до Москвы. Билет я купил за день до поездки. Верхнее место с бельем и обязательный включенным питанием обошлось мне в без малого 2000 рублей. Для сравнения – нижняя полка фирменного плацкарта по этому же маршруту стоит 1500 рублей с бельем, а нефирменного – около 1000 рублей. В сидячем вагоне то же расстояние можно проехать за 400 рублей.

Поезд на станции Мичуринск-Воронежский подается к низкой платформе. Возле вагона стоит женщина без формы в повседневной одежде, проводника нет.

«Не знаете, где проводник?» – спрашиваю. – «Это я».

«У меня электронная регистрация», – протягиваю паспорт.

Проводница просит «бумажку», я начинаю открывать билет в приложении. В это время на перроне появляется молодой мужчина в служебной рубашке и спрашивает: «Кирилл? Ваше место 32». Паспорт так и не понадобился.

Двухэтажный поезд в районе Кисловодска. Фото: пресс-служба РЖД
Двухэтажный поезд в районе Кисловодска. Фото: пресс-служба РЖД

Мое купе – последнее на первом этаже. Судя по всему, вагон относительно новый. Во-первых, двухэтажные вагоны в составе поезда «Кавказ» появились только в 2017 году. Во-вторых, на уровне верхних полок есть usb-разъемы, что указывает на то, что вагоны нового модельного ряда.

В купе нет никого народу, но оно поразило беспорядком. Шторка закрыта, полки не заправлены, на них валяются покрывала, одеяла и подушки, коврик лежит наискось. Сеточка порвана. Салфетка на столе явно не первой свежести. Кругом следы жизнедеятельности в виде каких-то разводов. Притом что по Мичуринску высадки-то и не было.

Подготовленное к посадке место. Фото: Кирилл Балберов
Подготовленное к посадке место. Фото: Кирилл Балберов

После отправления зашла проводница и спросила, что я буду – курицу или мясо – и попросила занять не верхнюю, мою, а нижнюю полку. Видимо, потому что верхняя была застелена, и, если бы я туда лег, ей пришлось бы ее заправлять заново.

«А если кто-то сядет в Рязани?» – спрашиваю.

«Да не должны», – ответ.

Я раньше много раз ездил в двухэтажных поездах между Петербургом и Москвой. Я всегда отмечал довольно высокий уровень комфорта – и звукоизоляция хорошая, и проводники услужливые, и чисто. Какое-то время тому назад я даже написал текст о том, почему двухэтажка – лучшее, что появилось на РЖД за последние годы. Но теперь мне захотелось взять свои слова обратно. Чуть позже объясню, почему.

Купе фирменного поезд 3/4 «Кавказ» сообщением Москва – Петербург
Купе фирменного поезд 3/4 «Кавказ» сообщением Москва – Петербург

В течение часа после отправления ко мне еще несколько раз приходил проводник. Сперва еду принес, потом спросил, буду ли я чай. Каждый раз дверь он открывал без стука и обращался на «ты».

Питание – не приготовленное в вагоне ресторане. Ванночка с едой заводского приготовления. В ней – макароны с курицей и каким-то соусом. Срок годности – около недели, в составе полно всяких Е и прочей химии. Еще дали колбаску, булочку, шоколадку и 0,25 воды. «Тульский пряник», который дают в двухэтажке между Москвой и Петербургом, здесь, видать, не положен.

Питание в фирменном поезде №3/4 Кисловодск – Москва. Фото: Кирилл Балберов
Питание в фирменном поезде №3/4 Кисловодск – Москва. Фото: Кирилл Балберов
Питание в фирменном поезде №3/4 Кисловодск – Москва. Фото: Кирилл Балберов
Питание в фирменном поезде №3/4 Кисловодск – Москва. Фото: Кирилл Балберов

Температура в вагоне в целом поддерживалась на комфортном уровне. Термометр в коридоре показывал +24. На моем карманном было столько же. Розетка и освещение в купе работали, но почему-то отключались во время стоянки в Рязани. Чистота в туалете была на приемлемом уровне.

Но вот что было ужасно – это уровень шума. В моем купе он был просто запредельный. Я снял небольшое видео. Понятно, что съемка на камеру телефона и последующее воспроизведение не может передать уровень громкости, но, поверьте, он превышал все мыслимые пределы.

Если бы мне пришлось ехать сутки в таком купе, я сошел бы с ума. Все двери в вагоне были открыты, в том числе в тамбур, и не закрывались.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

В вагоне ехали люди (населенность вагона, по моим прикидкам, была на уровне 50%), но параллельно проводники проводили уборку. Мыли полы, собирали мусор, как будто впереди не два часа дороги, а еще сутки.

За полчаса до прибытия прошел проводник с требованием сдать белье. Минут за 10 повторил требование. В конце вагона, где расположены три туалета, проводница устроила свалку из грязного белья, сортируя его.

Честно говоря, много езжу, но даже в нефирменных поездах редко встречал такой уровень обслуживания. Поезд №3/4, носящий гордое имя «Кавказ», обслуживается Северо-Кавказский филиалом ФПК. В то, что сделают выводы, особо не верю, но мое дело – предупредить других пассажиров. Избегайте.

Другие материалы в рубрике #тест поезда можно найти по этому тэгу.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д». Анонсы публикаций в соцсетях: Одноклассники, Вконтакте, Фейсбук, Мой мир и Телеграм.