Найти в Дзене
Искусство Звука

Шедевры духовной музыки. "Stabat Mater" Перголези

Среди сокровищ духовной музыки особо выделяется Stabat Mater — одна из средневековых секвенций - песнопений, исполнявшихся во время католической мессы. Своё название секвенция получила по начальным словам текста «Stabat mater dolorosa» («Стояла мать скорбящая»). Первая часть текста повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа; вторая — молитва грешника к Богородице, заканчивающаяся просьбой о даровании ему спасительного рая.

Пьетро Перуджино. «Скорбящая Дева Мария у распятого Христа», 1482
Пьетро Перуджино. «Скорбящая Дева Мария у распятого Христа», 1482

Кантата Stabat Mater - самое известное произведение Перголези, написанное незадолго до его смерти. Композитор скончался от туберкулёза очень молодым, в возрасте 26 лет.

Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган) на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди — одно из самых вдохновенных произведений композитора.

Stabat Mater состоит из 13 частей, причем сольные и дуэтные, медленные и более быстрые чередуются. Характер этого сочинения отличается трогательностью и проникновенной лирикой.

№1. Stabat Mater dolorosa («Мать скорбящая стояла»), — выразительный дуэт сопрано и альта, — напоминает оперное ламенто.

№2 Соло сопрано Cujus animam gementem («Сердце, полное волненья») с словно задыхающимися от волнения синкопами выдержано в духе неаполитанской канцоны.

№3 Печальный дуэт «O guam tristis et afficta» (О, как опечалена и огорчена)

№4 Ария альта «Quae maerebat et dolebat» (Как горевала и печалилась), повествующая о страданиях Матери, видящей муки Сына.

№5 Медленный дуэт сопрано и альта «Quis est homo» (Кто без слез бы мог суровый видеть Матери Христовой слезы)

№ 6 Небольшая ария сопрано «Vidit suum dulcem natum» (Дорогого видит Сына)

№7 "Eja, Mater, fons amoris" (О, мать, источник любви!)

№8 "Fac, ut ardeat cor meum" (Сделай так, чтобы загорелось мое сердце)

№9 "Sancta mater, istud agas"

№10 "Fac ut portem" (Сделай так, чтобы я понёс смерть Христа)

№11 "Inflammatus et accensus" (В огне и пламени)

№12 "Quando corpus morietur"

Заключительный просветленный дуэт распевает одно лишь слово: «Amen».