Его Величество Рудольф II имел достаточно интересных родственников. С каждым из них стоило бы разбираться в отдельности. Однако, пожалуй, самым интересным его современником был дядюшка, Фердинанд.
Младший брат отца, Фердинанд Тирольский, был старше Рудольфа почти на 30 лет. Он воспитывался вместе с братом Максимилианом в Вене. Позднее он помог Габсбургам подавить пражское восстание 1547 года, за что видимо, и получил Богемию под свое управление (místodržící, Statthalter буквально – наместник).
Рьяный католик выступал против чешских протестантских движений, особо чехи любят рассказывать про трагическую историю на замке Крижвоклат, где около 16 лет томился чешский богослов и гусит Ян Августа. Однако, в историю эрцгерцог вошел не как злобный «полицейский», но как коллекционер, любитель искусства и замечательный выдумщик.
Своенравие эрцгерцог вначале проявил на личном фронте. Фердинанд тайно женился на женщине не из королевского, более того – не из аристократического рода, попросту говоря, на купчихе. Целых два года даже сам император не знал об этой проделке своего сына.
Филиппина Вельзер родилась в Аугсбурге, но, видимо, с Фердинандом повстречалась на карнавале в пивной столице Чехии – Пльзене. Годы, прожитые с Филиппиной, видимо, были самыми счастливыми в его жизни. У них родилось четверо детей, которые, однако не имели права на престол. Ради своей жены Фердинанд украшал замки, собирал коллекции и устраивал праздники.
А праздники Фердинанд любил.
Долгая процессия императора Фердинанда Первого в 1558 году следовала через всю Прагу в сопровождении девяти муз (переодетых юношей в костюмах). На Новом месте 500 школьников были разодеты в красно-белые одежды, цвета Габсбургов. Двенадцать лилипутов пели на латинском языке оды императору. На Староместской площади его ожидали 500 поющих девушек. На Карловом мосту императору пели гимны местные евреи, что, впрочем, осталось, без ответа честного католика. Наконец, на Малой стороне его приветствовали вдовы. На всем протяжении пути стояли четыре триумфальные арки с аллегорическими фигурами и грот с фонтаном, из которого текло красное и белое вино.
В самом королевском парке перед дворцом королевы Анны всю ночь играли спектакли. Завершал празднество фейерверк, символизирующий победу Юпитера над гигантами. Непринужденную атмосферу изящно дополняли пантомимы, механические лошади, выплевывающие огонь из-под хвоста, и мавританские танцы.
Свои дворцы Фердинанд строил так же, как и личную жизнь – по собственному плану.
Замок, который он построил себе в Праге, находится не в историческом центре города, даже сейчас его окружает огромный лес. Сам дворец занимает небольшую территорию, от него ведут прямые, как лучи, дорожки к выходу.
Если не знать, что этот замок XVI века, вполне можно предположить век XX. Строение более чем своеобразное. Считается, что Фердинанд был «идейным вдохновителем» дворца, эта роль подчеркивается во всех документах. Однако, трудно представить себе, что герцог самолично сидел над сложными и весьма профессиональными чертежами.
Считается, что при строительстве дворца использовали числовую символику, нумерологию. Радиус основного плана (круга) составляет десять венских саженей (примерно 1,9 метра). Такое же число составляет и высота здания от основания до верхнего карниза. Эта величина на планах разделена на шесть равных частей. Число шесть используется многократно: шесть лучей звезды, шесть внутренних ник, шесть планет, изображенных по кругу.
Каждый этаж отличатся от остальных. В то время, как на первом этаже чередуются коридоры и залы, в подвальной части все лучи звезды заключены в центральный круг, на первом этаже использованы узкие двери, и посетитель блуждает в каком-то лабиринте. Но второй этаж занимает большой праздничный зал.
Огромный парк, окружавший замок, видимо, тоже отличался своеобразием. Английский путешественник Финес Морисон в 1592 году насчитал во владениях эрцгерцога целых 12 (!) верблюдов, индийского осла (что бы это не значило), «желтого, косматого и с волосатой мордой, как у льва». Также англичанин упоминает индийского телёнка и двух гепардов, которые участвовали в герцогской охоте. Современные олигархи могут обзавидоваться, не правда ли?
Из внутреннего убранства дворца сохранилась лишь лепнина на потолке, но она скорее может запутать, нежели помочь.
Лучевидные залы «звезды» посвящены персонажам из греческой мифологии и мотивам из «Метаморфоз» Овидия. Юпитер, Сатурн, Луна (она же Диана), и кентавр Хирон расположены на концах лучей. Между ними: Нептун, Венера и Минерва. В сердце звезды можно увидеть персонажей античного мира, в самом центре же располагается сцена Энея, покидающего горящую Трою. Около этих персонажей располагается множество других труднообъяснимых сцен. Например, там присутствует целых 13 сюжетов с козой (!), при этом ни один из них не повторяется. Также присутствует множество сцен с Вакхом, обыгрывающие тему вина. Сопровождают по краям эти эпизоды морские монстры, драконы, рыбы, дельфины, тритоны и амуры. Сами четыре этажа здания можно трактовать как четыре стихии: подземный этаж – земля, первый – вода, второй – воздух и третий – огонь.
Исходя из этих изображений, некоторые предполагают, что украшения потолка обыгрывают тему путешествия человеческой души: она бежит из бренного тела, словно Эней из горящей Трои. Далее, как и мифический герой, душа совершает путешествие через различные препятствия на земле и на море, проходит через все четыре сферы и наконец поднимается к сфере Луны, где, по легенде, находится вакханический рай. Сложновато для восприятия, не правда ли?
Впрочем, окончательный ответ, что именно означает это странное строение, до сих пор не найден. Позднее во дворце долгое время находился пороховой склад, что внесло явные поправки в интерьер. Несколько раз замок был перестроен, главным образом, его крыша. Уже в XX веке здесь расположили литературный архив, которому замок принадлежит и по сей день.
Сам Фердинанд после смерти отца стал графом Тироля и переехал из Праги в Инсбрук. В местном дворце и в замке Амбрас герцог воплотил в жизнь задумки, которые пришли ему в голову еще в Богемии. Особенное внимание он уделял замку Амбрас, интерьеры и собрания которого дошли до наших дней. Однако это уже не богемские, а скорее тирольские осколки истории Габсбургов.
Первый сын Фердинанда от Филиппины сделал церковную карьеру и стал кардиналом, другой –генералом. После смерти любимой жены, эрцгерцог вынужден был жениться повторно, на своей племяннице, которая была на 37 лет его младше. Трудно сказать, насколько брак был счастливым, однако от него родилось трое дочерей, на одной из которых даже собирался жениться сам император Рудольф. Однако, это уже совсем другая история.
Сам Фердинанд Тирольский, эрцгерцог Австрийский, правитель Передней Австрии и Тироля, скончался в возрасте 65 лет у себя в Инсбруке. Умер как честный и праведный католик, в тихом замке на окраине, название которого переводится как «душевное спокойствие» (Ruhenlust). Но от «душевного спокойствия» Фердинанда ничего не осталось. На месте дворца вторая жена герцога построила монастырь, который был уничтожен пожаром, и восстановлен, и снова уничтожен огнем. Так же, как не осталось следов турниров, празднеств, триумфальных арок и гепардов, гуляющих во сказочных садах. Кажется, будто все это было лишь декорацией к спектаклю, который кончился со смертью своего постановщика.