На линии Бологое-Полоцк (речь идёт об участке Бологое-Великие Луки Октябрьской жд) сохранилось много деревянных построек из старинного служебного фонда дороги: пассажирские здания вокзалов, путейские казармы и полуказармы, сторожевые дома и даже сортир начала ХХ века. По своему стилю сугубо русские, "усадебного" типа, с элементами модерна.
Всё это хозяйство, построенное в период 1902-1906гг., уцелело буквально чудом наверно только по-божьему промыслу, пережив революцию, Гражданскую и две Мировые войны, а также тяжелый период безвременья и лихолетья в 90-е годы ушедшего прошлого века. Сохранившейся служебный фонд Бологое-Полоцкой линии сегодня представляет собой уникальное архитектурное наследие дореволюционной царской России.
Как и сто лет назад к этим самобытным вокзалам на станциях Куженкино, Баталино, Фирово и Скворцово всё также подходят пригородные поезда, прибывая на станцию, с не очень удобными для современных пассажиров, низкими песчаными платформами, утрамбованными по дореволюционным правилам до плотности хорошей садовой дорожки. Причём под паровозной тягой!
"К тем же самым теремкам, в тоже самое время, подходит утренний поезд спустя эпохи. Какое удивительное вокзальное зодчество встречает его. Но право же, чем ни какая-нибудь дача Шаляпина или скажем депутата Первой Государственной Думы?"
А.Б. Вульфов, цитата из к/ф "Бологое-Полоцкая", 1997г.
Это стало возможным, благодаря запуску компанией ОАО "РЖД" в сентябре 2018 года первого в России пригородного ретро-поезда, курсирующего на регулярной основе по маршруту Бологое-Осташков каждую субботу по демократичной цене, согласно пригородного тарифа всего менее 300 руб. в один конец.
Есть хорошие новости. По информации найденной на сайте Тверских сводов, по итогам 2019 года список архитектурных объектов культурного наследия Тверской области пополнили несколькими памятниками регионального значения.
В том числе в него включили и здание вокзала IV класса на бывшей станции Скворцово в Торопецком районе Тверской области, которое находится на 258 км заповедной Бологое-Полоцкой линии. Также установлены охранные границы памятника.
Давайте спустимся с крутого холма и подойдём к нему поближе, чтобы разглядеть детали старинного вокзала.
Вокзал практически полностью сохранил свой первозданный облик: торжественно высокие вокзальные окна, выносные стропила под кровлей, изящные фигурные прямоугольники печных труб из красного кирпича и выразительные фронтоны.
Не сохранилась лишь игривая остроконечная башенка-мансарда, как на аналогичных зданиях на станциях Куженкино и Баталино, вероятно, скорее всего, её снесло в войну при бомбежке. Прочее же - как сто лет назад.
Станция Скворцово была последней станцией в Тверской области на этой линии, где-то там дальше, на перегоне Скворцово-Назимово, проходит граница с соседней Псковской областью.
Станция давным давно уже закрыта и не действует. Она теперь представляет собой просто остановочный пункт с пассажирской платформой. Боковые пути и стрелки станции демонтированы. Виднеются лишь остатки шпал там где лежали боковые пути.
В чём же уникальность деревянного вокзала в Скворцово?
Подобные вокзалы, кто уже путешествовал по Бологое-Полоцкой дороге или регулярно читает мой канал, уже видели на аналогичных станциях, причём с упомянутыми башенками-мансардами, которой нет на здании вокзала в Скворцово.
"Так почему же оно тогда уникально и чем отличается скажем от точно такого же деревянного вокзала в том же Куженкино или Баталино?" Возможно Вы меня спросите.
И я отвечу Вам. Его уникальность заключается в интерьере, а именно в полностью сохранившийся планировке здания, согласно дореволюционным чертежам из альбома о постройке дороги, чего нет на других вокзалах этой линии. Вглядитесь внимательнее в эти чертежи, это важно.
Все его залы и помещения полностью соответствуют тому, что представляли из себя эти здания во времена правления императора Николая II. В остальных же подобных вокзалах всё уже безвозвратно нарушено многочисленными перепланировками.
Да, конечно сегодня внутри вокзала царит полный хаос: всё ценное давным давно уже вынесено, пол разобран, с крыши капает вода, что и говорить Вы сами всё сейчас увидите. Всё выглядит очень убого, но в целом - это тот самый дореволюционный вокзал, аттестованный на самый низкий по тем временам лишь IV класс. Пассажиропоток на этой маленькой станции изначально и предполагалось что будет не велик. Общая планировка, и даже отдельные элементы в виде оконным рам, проёмов и даже дверей царские, выполненные по задумке архитектора Станислава Воловского. Мне удалось побывать самому внутри вокзала в Скворцово и отснять как это всё выглядит.
Несмотря на полученный охранный статус, общее состояние вокзала в настоящее время конечно печальное. Да, снаружи в позапрошлом году РЖД заботливо выкрасило его в характерные исторические цвета, вернув ему гордость прежнего облика, но этого всё равно очень мало для его сохранения. Не отапливаемое годами здание превратилось почти в труху, его кровля прогнила насквозь и может сложится в любой момент, навсегда похоронив всё внутреннее убранство.
По этой причине внутрь вокзала теперь уже не попасть. Вход в здание сегодня наглухо заколочен, поскольку находится там просто небезопасно.
А как было бы очень здорово, восстановив кровлю и внутреннее убранство вокзала, сделать из него одну из туристических жемчужин Торопецкого района, который славен своим историческим центром и самобытной стариной.
«Тверская область – регион с богатым историко-культурным наследием. Здесь расположено множество памятников архитектуры и искусства, известных далеко за пределами Верхневолжья. Всё это может стать одним из ресурсов развития региона, перспективным направлением привлечения инвестиций, развития туризма», – отметил губернатор Тверской области Игорь Руденя.
Но как правило на деле слова высокопоставленных лиц чаще всего так и остаются увы просто красивыми словами.
На 36-й минуте советского к/ф "Караул" снежной зимой мелькает заметённое здание вокзала и сама ещё действующая отрешённая станция Скворцово.
Здесь ссылка на фильм "Караул" (если быть точнее 36 минута 17 секунда), где я с чувством глубокой ностальгии посмотрел на ещё действующий вокзал в Скворцово.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!