Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

В Скворцово взят под охрану погибающий столетний жд вокзал, что же в нём такого необычного?

На линии Бологое-Полоцк (речь идёт об участке Бологое-Великие Луки Октябрьской жд) сохранилось много деревянных построек из старинного служебного фонда дороги: пассажирские здания вокзалов, путейские казармы и полуказармы, сторожевые дома и даже сортир начала ХХ века. По своему стилю сугубо русские, "усадебного" типа, с элементами модерна.

Застывшая у пассажирской платформы старина на станции Скворцово. Фото: Алексей Алексеев
Застывшая у пассажирской платформы старина на станции Скворцово. Фото: Алексей Алексеев

Всё это хозяйство, построенное в период 1902-1906гг., уцелело буквально чудом наверно только по-божьему промыслу, пережив революцию, Гражданскую и две Мировые войны, а также тяжелый период безвременья и лихолетья в 90-е годы ушедшего прошлого века. Сохранившейся служебный фонд Бологое-Полоцкой линии сегодня представляет собой уникальное архитектурное наследие дореволюционной царской России.

На приближении к бывшей станции Скворцово. Фото: Алексей Алексеев
На приближении к бывшей станции Скворцово. Фото: Алексей Алексеев

Как и сто лет назад к этим самобытным вокзалам на станциях Куженкино, Баталино, Фирово и Скворцово всё также подходят пригородные поезда, прибывая на станцию, с не очень удобными для современных пассажиров, низкими песчаными платформами, утрамбованными по дореволюционным правилам до плотности хорошей садовой дорожки. Причём под паровозной тягой!

Станция Баталино и прибывающий на платформу пригородный ретро-поезд. Фото: Алексей Алексеев
Станция Баталино и прибывающий на платформу пригородный ретро-поезд. Фото: Алексей Алексеев
"К тем же самым теремкам, в тоже самое время, подходит утренний поезд спустя эпохи. Какое удивительное вокзальное зодчество встречает его. Но право же, чем ни какая-нибудь дача Шаляпина или скажем депутата Первой Государственной Думы?"
А.Б. Вульфов, цитата из к/ф "Бологое-Полоцкая", 1997г.

Это стало возможным, благодаря запуску компанией ОАО "РЖД" в сентябре 2018 года первого в России пригородного ретро-поезда, курсирующего на регулярной основе по маршруту Бологое-Осташков каждую субботу по демократичной цене, согласно пригородного тарифа всего менее 300 руб. в один конец.

Проект курсирование пригородного поезда под паровозной тягой на регулярной основе успешно живёт и здравствует. Станция Осташков, январь 2020. Фото: Алексей Алексеев
Проект курсирование пригородного поезда под паровозной тягой на регулярной основе успешно живёт и здравствует. Станция Осташков, январь 2020. Фото: Алексей Алексеев

Есть хорошие новости. По информации найденной на сайте Тверских сводов, по итогам 2019 года список архитектурных объектов культурного наследия Тверской области пополнили несколькими памятниками регионального значения.

Вокзал на бывшей станции Скворцово, Бологое-Полоцкая заповедная ж.д. Фото из архива ВОЛЖД
Вокзал на бывшей станции Скворцово, Бологое-Полоцкая заповедная ж.д. Фото из архива ВОЛЖД

В том числе в него включили и здание вокзала IV класса на бывшей станции Скворцово в Торопецком районе Тверской области, которое находится на 258 км заповедной Бологое-Полоцкой линии. Также установлены охранные границы памятника.

257-258 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Торопец-Назимово. Фото: Алексей Алексеев
257-258 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Торопец-Назимово. Фото: Алексей Алексеев

Давайте спустимся с крутого холма и подойдём к нему поближе, чтобы разглядеть детали старинного вокзала.

Зимняя сказка в Скворцово. Фото: Marisha-amber
Зимняя сказка в Скворцово. Фото: Marisha-amber

Вокзал практически полностью сохранил свой первозданный облик: торжественно высокие вокзальные окна, выносные стропила под кровлей, изящные фигурные прямоугольники печных труб из красного кирпича и выразительные фронтоны.

Не сохранилась лишь игривая остроконечная башенка-мансарда, как на аналогичных зданиях на станциях Куженкино и Баталино, вероятно, скорее всего, её снесло в войну при бомбежке. Прочее же - как сто лет назад.

Ребятня с любопытством пытается разглядеть внутреннее убранство вокзала в Скворцово. Фото не известного автора, найденное на просторах сети
Ребятня с любопытством пытается разглядеть внутреннее убранство вокзала в Скворцово. Фото не известного автора, найденное на просторах сети

Станция Скворцово была последней станцией в Тверской области на этой линии, где-то там дальше, на перегоне Скворцово-Назимово, проходит граница с соседней Псковской областью.

Бывшая чётная горловина (вид в сторону Великих Лук) и оставшаяся будка стрелочного поста на закрытой станции Скворцово, 258 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии. Дальше начинается затяжной подъём протяженностью до 265 км. Фото: Алексей Алексеев
Бывшая чётная горловина (вид в сторону Великих Лук) и оставшаяся будка стрелочного поста на закрытой станции Скворцово, 258 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии. Дальше начинается затяжной подъём протяженностью до 265 км. Фото: Алексей Алексеев

Станция давным давно уже закрыта и не действует. Она теперь представляет собой просто остановочный пункт с пассажирской платформой. Боковые пути и стрелки станции демонтированы. Виднеются лишь остатки шпал там где лежали боковые пути.

В чём же уникальность деревянного вокзала в Скворцово?

Подобные вокзалы, кто уже путешествовал по Бологое-Полоцкой дороге или регулярно читает мой канал, уже видели на аналогичных станциях, причём с упомянутыми башенками-мансардами, которой нет на здании вокзала в Скворцово.

-11
"Так почему же оно тогда уникально и чем отличается скажем от точно такого же деревянного вокзала в том же Куженкино или Баталино?" Возможно Вы меня спросите.

И я отвечу Вам. Его уникальность заключается в интерьере, а именно в полностью сохранившийся планировке здания, согласно дореволюционным чертежам из альбома о постройке дороги, чего нет на других вокзалах этой линии. Вглядитесь внимательнее в эти чертежи, это важно.

Все его залы и помещения полностью соответствуют тому, что представляли из себя эти здания во времена правления императора Николая II. В остальных же подобных вокзалах всё уже безвозвратно нарушено многочисленными перепланировками.

Окно в зале ожидания для пассажиров I-II класса, выходящее на платформу. Фото: Денис Доронин
Окно в зале ожидания для пассажиров I-II класса, выходящее на платформу. Фото: Денис Доронин

Да, конечно сегодня внутри вокзала царит полный хаос: всё ценное давным давно уже вынесено, пол разобран, с крыши капает вода, что и говорить Вы сами всё сейчас увидите. Всё выглядит очень убого, но в целом - это тот самый дореволюционный вокзал, аттестованный на самый низкий по тем временам лишь IV класс. Пассажиропоток на этой маленькой станции изначально и предполагалось что будет не велик. Общая планировка, и даже отдельные элементы в виде оконным рам, проёмов и даже дверей царские, выполненные по задумке архитектора Станислава Воловского. Мне удалось побывать самому внутри вокзала в Скворцово и отснять как это всё выглядит.

Несмотря на полученный охранный статус, общее состояние вокзала в настоящее время конечно печальное. Да, снаружи в позапрошлом году РЖД заботливо выкрасило его в характерные исторические цвета, вернув ему гордость прежнего облика, но этого всё равно очень мало для его сохранения. Не отапливаемое годами здание превратилось почти в труху, его кровля прогнила насквозь и может сложится в любой момент, навсегда похоронив всё внутреннее убранство.

Грибок на ветхом потолке вокзала в Скворцово. Фото: Алексей Алексеев
Грибок на ветхом потолке вокзала в Скворцово. Фото: Алексей Алексеев

По этой причине внутрь вокзала теперь уже не попасть. Вход в здание сегодня наглухо заколочен, поскольку находится там просто небезопасно.

А как было бы очень здорово, восстановив кровлю и внутреннее убранство вокзала, сделать из него одну из туристических жемчужин Торопецкого района, который славен своим историческим центром и самобытной стариной.

«Тверская область – регион с богатым историко-культурным наследием. Здесь расположено множество памятников архитектуры и искусства, известных далеко за пределами Верхневолжья. Всё это может стать одним из ресурсов развития региона, перспективным направлением привлечения инвестиций, развития туризма», – отметил губернатор Тверской области Игорь Руденя.

Но как правило на деле слова высокопоставленных лиц чаще всего так и остаются увы просто красивыми словами.

На 36-й минуте советского к/ф "Караул" снежной зимой мелькает заметённое здание вокзала и сама ещё действующая отрешённая станция Скворцово.

Действующий вокзал на станции Скворцово, конец 80-х прошлого века. Скриншот из к/ф "Караул"
Действующий вокзал на станции Скворцово, конец 80-х прошлого века. Скриншот из к/ф "Караул"

Здесь ссылка на фильм "Караул" (если быть точнее 36 минута 17 секунда), где я с чувством глубокой ностальгии посмотрел на ещё действующий вокзал в Скворцово.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!