Найти тему
Роман Апрелев

Образ Сталина в «Обороне Царицына»

Советское кино старалось сочетать в себе пропаганду и искусство. Первая была обязательна, второе декларировалось таким же непременным условием, но все же художественные достоинства ценились как вспомогательные. Мы знаем много примеров того, как сцены вырезали из-за идеологического несоответствия. Обратных ситуаций, когда отказывались бы от «правильного», но кондового эпизода, я не припомню. Но, возможно, кто-то располагает такими сведениями.

В 1937 году был опубликован роман графа-приспособленца А. Н. Толстого «Хлеб». В 1942 году вышла первая серия экранизации братьев Васильевых (авторов знаменитого фильма «Чапаев»). Любопытно, что замысел создания киноверсии появился еще до выхода литературного источника в свет.

Практически иконография: Сталин в шинели озирает просторы. Здесь и далее кадры из фильма "Оборона Царицына"
Практически иконография: Сталин в шинели озирает просторы. Здесь и далее кадры из фильма "Оборона Царицына"

Вот дневниковая запись от 10 мая 1945 года, сделанная историческим консультантом Исааком Минцем:

«На этот день т. Ворошилов назначил встречу. Видимо, в целях сбережения времени пригласили, кроме нас, и других товарищей.

Впрочем, дело объясняется проще: другие пришли говорить о постановке фильма «Оборона Царицына». Одна и та же цель, что и у Толстого. <…>

Тов. Шумяцкий рассказал, что режиссер Васильев хочет попытать счастья над Царицыном. Комитет согласен, но просит помощи от т. Ворошилова. В ответ Климент Ефремович сказал:

— Знаем, о какой помощи мечтаете: хотите спрятаться за наши спины. Не выйдет. Живите своим умом...»

Ворошилов довольно прозорливо предупреждал, что обращение к одной и той же теме может сыграть плохую шутку: «Чапаев» получился, но это не означает, что и новый фильм о гражданской войне выйдет удачным. Однако Ворошилов пообещал выделить солдат для массовки. Судя по батальным сценам слово сдержал.

Поза стала эталонной для изображения героев гражданской войны. Хотя совсем не понятно, зачем конникам несколько минут размахивать тяжелой шашкой в воздухе на скаку. Наверно, чтобы к моменту рубки рука основательно устала
Поза стала эталонной для изображения героев гражданской войны. Хотя совсем не понятно, зачем конникам несколько минут размахивать тяжелой шашкой в воздухе на скаку. Наверно, чтобы к моменту рубки рука основательно устала

На сайте оцифрованных дневников «Прожито» находим упоминание этого произведения Лилей Брик. В июне 1936 года она пишет мужу Осипу: «Вечером к нам приедет Толстой советоваться с Витей насчет своей книги о Царицыне».

Итак, смотрим и наслаждаемся установками. Красные строят мост. Вот спор инженера и большевика. Первый утверждает, что готов сделать полугодовой объем работы за месяц, но 24 метра – слишком большая высота для деревянных конструкций. «Материал должен точно так же подчиняться революции», - говорят ему в ответ. К сожалению, этот принцип часто применялся и на реальных стройках: делали быстро и некачественно.

-3

Сталина в седьмой раз в своей карьере сыграл Михаил Геловани. Обратите внимание на рост актера – подобострастный комплимент низкорослому вождю. «Отец народов» здесь изображен очень человечным, старающимся вникать в интересы простых сограждан. «Людей берегите!» – мягко просит он однопартийца.

А вот эпизод, демонстрирующий бесстрашие будущего главы государства. В стену рядом с головой Иосифа попадает пуля, но он лишь равнодушно осматривает кирпичи.

-4

Новые подходы и в военных делах. Вот диалог Сталина со старым служакой.

- До сих пор мы думали, что стратегия – это наука. Одна для всех времен и народов, - говорит старорежимный товарищ.

- Не совсем так. Эпоха величайшей революционной борьбы выдвинула и свою новую стратегию: стратегию революционную. А что говорит ваша так называемая научная стратегия? Царицын это всего только мелкий продолговатый выступ, всего только данный отдельный пункт на военной карте. И к тому же крайне неудобный для обороны, - задорно говорит Сталин.

Но впоследствии он признает, что оборона волжского города – дело очень сложное. И с грустью добавляет, что придется пролить кровь. Первая серия вышла на экраны в 1942 году. В ней еще речь собственно о Царицыне, но особую злободневность она приобрела, когда начались бои за Сталинград.

-5

Вторую серию в прокат так и не выпустили. А она еще любопытнее. Чувствуется, что там оперативно внесли правки, хотя она датирована тем же 42-м годом. Вот высказывание Сталина об интервенции, явно адресованное не в 1918-й год:

- Сейчас, когда немцы, захватив Ростов, рвутся к Баку, вся эта контрреволюционная мразь, видя, что нам тяжело, осмелела и повсюду подняла голову.

Чем ближе к концу, тем больше у дореволюционного Царицына проступают черты огненного Сталинграда. Вот что говорит главный герой фильма:

- Мы никуда отступать не будем.

-6

И далее:

- Ленин приказал отстоять Царицын. И мы отстоим его во что бы то ни стало. А резервы у нас найдутся.

И наконец:

- На подступах к Царицыну уже валяются тысячи, десятки тысяч вражеских трупов. <…> Они думают сломить, согнуть нашу волю к сопротивлению. Это у них не выйдет! Этому не бывать никогда! Враг захлебнется в своей собственной черной поганой крови!