12 марта федеральная прокуратура США обвинила калифорнийскую компанию в том, что она заработала порядка 25 миллионов долларов на устройстве в ведущие университеты страны детей богатых и знаменитых родителей. В обвинении прокуратуры фигурируют в том числе такие университеты, как Джорджтаунский университет, Стэнфордский университет и Йельский университет.
50 человек, в том числе больше тридцати родителей и тренеров из университетов были обвинены в уголовном преступлении в крупнейшем скандале, связанном с поступлением в высшие учебные заведения в США.
Дело велось Федеральным бюро расследований США. Обвинительные документы содержат сотни листов, в которых описываются условия, как осуществлялся подкуп при поступлении.
Дети богатых родителей получали инструкции о том, как их ребенку сдавать экзамен отдельно ото всех: необходимо было придумать какой-нибудь "семейный" повод, почему ребёнок не может присутствовать на экзамене в день общей сдачи, либо можно было оформить фальшивую "инвалидность". В последнем случае сын или дочь получали дополнительное время на сдачу экзамена.
Главное, чтобы ребенок сдавал экзамен один на один с подкупленным контролёром (проктором) от университета. Тогда он мог либо списать готовые ответы, либо вместо него на сдачу приходил вообще другой человек.
Среди американских знаменитостей в скандал попали и были арестованы Лори Локлин (известна благодаря ролям в телевизионных сериалах в «Полный дом», «Вечное лето», «90210: Новое поколение» и «Когда зовёт сердце») и её муж. Их обвиняют в том, что они заплатили 500 тысяч долларов за поступление дочери в Университет Южной Калифорнии.
Лори Локлин была снята с ТВ эфиров, в то время, как её дочь Оливия, поступление которой и оплачивали родители, была лишена своих рекламных контрактов в том числе компанией LVMH (торговые марки Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Chaumet, Moët & Chandon, Hennessy и другие).
Другой знаменитой участницей этого скандала стала Фелисити Хаффман ("Отчаянные домохозяйки" и "Ночь спорта") и её муж Ульям Мейси (его фильмография очень обширна).
Для облегчения поступления детей в университеты, придумывалось и готовилось подробное спортивное портфолио для многих абитуриентов, чьи родители платили деньги за поступление. Спортивные тренеры в американских университетах имеют право давать рекомендации абитуриентам, сообщая приемным комиссиям об их спортивных достижениях и рекомендуя принять их в качестве льготных стипендиатов, в том числе на бесплатные учебные места.
В ряде случаев калифорнийская компания-посредник составляла подробное, но фальшивое спортивное "портфолио" абитуриента, для которого подделывались фотографии: лицо будущего студента с помощью фотошопа вставлялось в фотографию реального спортсмена.
На следующий день после того, как федеральная прокуратура предъявила свои обвинения, в адрес американских университетов начали поступать судебные иски от бывших абитуриентов, не прошедших конкурсный отбор и студентов.
Один из исков подан Джошуа Тоем и его матерью. Он говорит, что ему отказали в поступлении в колледж, несмотря на средний балл в 4,2 балла, и он требует от 45 ответчиков 500 миллиардов долларов (в статье Reuters указана именно эта сумма - прим. Об этом не говорят) за то, что они обманули и причинили эмоциональный стресс каждому, чьи “права на справедливый шанс” поступить в колледж были украдены.
В другом иске студены Стэнфорда утверждают, что результатом вскрывшегося скандала станет обесценивание их дипломов, ведь теперь потенциальные работодатели могут сомневаться, были ли они зачислены в университет по результатам честно сданных тестов или за счёт взяток.
Правда, не совсем ясно, зачем в некоторых случаях родители платили такие сумасшедшие суммы за поступление детей.
Например, в ситуации с Оливией Локлин не совсем понятно, для чего ей нужен диплом Университет Южной Калифорнии - да, он престижный, но что он ей даст - если у неё были и так хорошие источники доходов за счёт рекламы и продвижения люксовых брендов. Теперь она всего этого лишилась и далеко не факт, что Оливия сможет получить диплом с учётом разгоревшегося скандала. А если получит, то никакого смысла в нём не будет: ведь все знают, за счёт чего он у неё оказался.