Речь пойдет о недвижимости, право собственности на которое не зарегистрировано в госреестре недвижимого имущества ДНР и правоустанавливающие документы на которую утеряны. Если вы попали в такую ситуацию, эта статья для вас, остальные могут расслабиться!
В интернете все статьи о получении дубликата правоустанавливающего документа сводятся к пересказу ст. 3 главы 1 раздела XXI «Инструкции о порядке совершения нотариальных действий», утвержденной Приказом Минюста ДНР от 31.07.2018 № 413.
Чтобы получить дубликат правоустанавливающего документа, при условии, что нотариус, удостоверяющий в свое время сделку, сдал эти документы в архив, нотариусу или уполномоченному должностному лицу архива предоставляется:
1) справка, подтверждающая факт обращения лица в правоохранительные органы, в связи с утерей правоустанавливающих документов;
2) объявление об утрате документа в республиканских печатных средствах массовой информации по месту нахождения имущества;
3) извлечение из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.
Проблем с получением справки из полиции и подачи объявления в газету не возникает.
Сюрприз бедолагу ждет тогда, когда он приходит в Госреестр вещных прав на недвижимое имущество и просит выдать ему извлечение о регистрации принадлежащей ему недвижимости.
Вежливый работник Госреестра объяснит заявителю, что извлечение из Государственного реестра прав – это сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в Государственном реестре прав (ст. 28 Закона ДНР «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)».
Другими словами, чтобы получить извлечение, нужно сведения об объекте недвижимости внести в Госреестр прав, т. е. пройти процедуру государственной регистрации прав, для чего, в соответствии со ст. 3.2 «Порядка государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременении) и предоставления информации», утвержденного Постановлением Совета Министров ДНР от 17.12.2016 № 13-41, предоставить, среди прочих документов, документ подтверждающий возникновение, изменение, переход и прекращение таких прав на недвижимое имущество, т. е. тот самый правоустанавливающий документ, который, как мы помним, заявитель потерял, из-за чего и пришел к госрегистратору.
Круг замкнулся! Получить в ДНР дубликат правоустанавливающего документа, составленного в установленном законодательством порядке (договор, заверенный нотариусом), предметом которого является недвижимое имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, действуя в соответствии с действующим законодательством, невозможно! Свое мнение, почему так происходит, мы уже высказывали.
Нотариусы, работающие в архиве, понимают это и, делая скидку на слабоумие законодателей, не понимающих разницу между извлечением и информационной справкой, в нарушение действующего законодательства, иногда выдают дубликат договора на основании информационной справки, выданной тем же госрегистратором.
Получить такую информационную справку заявитель может только при условии, что государственная регистрация права собственности на его недвижимое имущество была проведена до 01.01.2013, т. е. БТИ. В этом случае госрегистратор выдаст информационную справку на основании архивных данных БТИ.
Если же государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество была проведена в период после 01.01.2013, то информации об этом в ОТИ (отдел технической инвентаризации минюста ДНР) не будет и заявитель получит от госрегистратора отказ.
В этом случае заявителю останется только признание права собственности решением суда.
Обратиться в суд заявителю придется и в случае, если в нотариальном архиве будут отсутствовать документы нотариуса, удостоверившего сделку.
Получить извлечение из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, возможно только при условии, что утерянный правоустанавливающий документ – это свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество (право собственности возникло без участия нотариуса, например, свидетельство о приватизации), выданное до 01.01.2013.
Здесь действует ст. 3.8 Порядка государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременении) и предоставления информации.
Заявитель должен начинать с получения информационной справки, подав соответствующее заявление госрегистратору.
Далее нужно получить копию утраченного, испорченного, поврежденного документа, заверенного в установленном законодательством порядке органом, который выдал документ, или организацией, в ведение которой был передан соответствующий архив (ст. 3.8.1 Порядка регистрации). Сегодня это ОТИ.
Чтобы получить копию, заявитель должен подать в ОТИ:
1) заявление, оформленное на специальном бланке;
2) копию справки из полиции, подтверждающую факт обращения лица в правоохранительные органы, в связи с утерей правоустанавливающего документа;
3) информационную справу из госреестра;
4) копию своих личных документов.
Получив копию свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, заверенное ОТИ, заявитель должен подать ее госрегистратору, приложив к ней:
· объявление об утрате документа в республиканских печатных средствах массовой информации по месту нахождения имущества;
· копии личных документов.
И только после этого, проведя государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, госрегистратор выдаст заявителю извлечение из госреестра, которое он отнесет в архив нотариусу, чтобы получить дубликат свидетельства о праве собственности.
Сами понимаете, что проделать все эти манипуляции может только подготовленный человек, имеющий много времени и обладающий железными нервами.
Если же у вас нет времени или желания самостоятельно заниматься оформлением права собственности на свою недвижимость, вы всегда можете обратиться в Жилищное Бюро «Альфа-Город».
15.03.2019.